Утром-деньги, вечером-стулья

Непреодолимой преградой в отношениях Лондона и Брюсселя по поводу предстоящего «брекзита» становится вопрос о финансовых обязательствах туманного Альбиона перед ЕС. Первым озвучил претензии к британцам еще в начале марта глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, вскоре тема была дружно подхвачена Лондоном.

Утром-деньги, вечером-стулья | Иллюстрация design36/shutterstock.com

Иллюстрация design36/shutterstock.com

На прошлой неделе ответственный за «развод» с британской стороны министр Дэвид Дэвис договорился до того, что объявил: правительство Великобритании откажется от переговоров по «брекзиту», если Брюссель будет настаивать на своем сценарии расставания. Суть предложений ЕС такова: прежде чем обсуждать с британскими властями какие-то аспекты будущего сотрудничества, те должны внести в кассу союза около 100 млрд долларов. Эта огромная сумма будет компенсацией ЕС за потери, которые понесут многочисленные долгосрочные проекты, где принимала участие и платила взносы Британия. Теперь бремя платежей, чтобы эти проекты не были закрыты, должны нести другие страны Евросоюза, а это, по мнению брюссельских чиновников, неправильно и несправедливо.

Предвидя негативную реакцию Лондона, Брюссель даже подготовил документ, из которого следует, что если британцы не захотят добровольно выплатить означенную сумму, то это им придется сделать через суд. Такое развитие событий реально, поскольку Великобритания является участником Венской конвенции о праве международных договоров от 1970 года, где 70-я статья констатирует: ни одна сторона договора не может отказаться от данных ею в бытность участником соглашения обязательств.

Несмотря на это, Лондон все предупреждения отверг, а Дэвис даже намекнул, сколько денег готова Британия потратить, чтобы спокойно покинуть дружную семью европейцев, а потом вовсю продолжать пользоваться большинством привилегий в торговле с ЕС. Оказалось, что в сто раз меньше, чем запросили «жадные до чужих денег» евросоюзовцы, - всего 1,1 млрд.

Первым начал словесную борьбу за «честный развод» неугомонный глава британского МИД Борис Джонсон. Причем сделал он это в присущей ему брутальной форме, назвав финансовые требования Брюсселя «грязной игрой». А также пригрозив, что если эта «игра» будет продолжаться, то его страна покинет ЕС без всяких выплат. Кроме того, он напомнил, как важно для Евросоюза сотрудничество с Британией и что Брюссель может потерять. Ведь, по словам Джонсона, британцы покупают каждый пятый произведенный в Германии автомобиль, Лондон несет 25% всех расходов ЕС на оборону. А финансовый вклад Великобритании в обеспечение международной помощи составляет 30% от всех затрат Евросоюза в этой области.

В минувшее воскресенье заявление своих подчиненных, по сути, поддержала премьер-министр Британии Тереза Мэй. В интервью изданию The Telegraph она заявила, что это единая Европа «должна оплатить нам счет за «брекзит», выплатив миллиарды фунтов». Конкретную сумму Мэй не указала, но пояснила, что деньги причитаются ее стране за акции в Европейском инвестиционном банке, которыми владеет Лондон.

Следует отметить, что твердая позиция евробюрократов (того же Юнкера) в процессе «развода» с Великобританией явно диктуется Германией - главным локомотивом Евросоюза и лично Ангелой Меркель. Канцлер ФРГ уже не раз дала понять, что желание Терезы Мэй «слезть с елки и при этом не уколоться» не осуществится.

Берлин уже твердо заявил Лондону: прежде чем вести разговор о дальнейшем торговом взаимодействии ЕС и Британии, премьеру Мэй следует завершить переговоры о деталях выхода ее страны из Евросоюза. И от того, насколько приемлемым для континентальной Европы окажется намеченное через два года расставание, зависит, какими в итоге будут условия нового торгового соглашения с Британией.

О том, что Меркель настроена серьезно, говорит и ее реакция на то, что правительство консерваторов намерено ограничить число мигрантов из стран ЕС. Если такое произойдет, заявила недавно канцлер Германии, и Британия ограничит свободу передвижения по Соединенному Королевству для граждан ЕС, Лондону придется за это заплатить «свою цену». Также Меркель категорически против того, чтобы британское правительство вводило ограничения на трудоустройство граждан ЕС, и намерена принять, если такое произойдет, ответные меры. Думается, Германию здесь поддержат и большинство стран Восточной Европы, сотни тысяч граждан которых трудятся на просторах туманного Альбиона.

Нынешняя активность консервативного правительства Терезы Мэй вполне понятна и объяснима. 8 июня в стране пройдут досрочные парламентские выборы, которые инициировала сама премьер-министр. Выборы были затеяны, чтобы упрочить лидирующее положение консерваторов на политической арене страны и дать Мэй дополнительные возможности для дальнейшего «развода» с Евросоюзом.

Вопрос «брекзита» стал ключевым в предвыборной программе, которую Консервативная партия приняла неделю назад. Центральным обещанием консерваторов стал следующий пункт: «Поскольку мы выходим из ЕС, мы больше не будем членами единого рынка или таможенного союза, однако мы будем добиваться глубокого и особого партнерства, включая заключение всеобъемлющего торгового и таможенного соглашения». Однако именно этот пункт не устраивает и Германию, и Евросоюз, желающих, чтобы Британия сначала рассчиталась по «семейным долгам», а затем уже вела разговор о «глубоком и особом партнерстве».

Кстати, террористический акт, случившийся в Манчестере в понедельник и унесший более двух десятков жизней, может серьезно повлиять на итоги досрочных выборов, которые состоятся через две недели. Не исключено, что консерваторы и их лидер, которых все аналитики считают фаворитами, понесут в результате трагедии большие электоральные потери, если население возложит часть ответственности за случившееся на действующую власть.

#«брекзита» #ЕС #Великобритания

Комментарии