Станет ли Балтика чистой?

Об огромной опасности, связанной с покоящимися долгие годы на дне Балтийского моря контейнерами с боевыми отравляющими веществами, не раз писала отечественная и зарубежная пресса. Время от времени этот предельно острый вопрос поднимался на научных симпозиумах и межпарламентских конференциях. Сегодня о предыстории наболевшей балтийской проблемы и перспективах ее решения рассказывает неоднократный участник различных международных форумов заведующий кафедрой мировой политики СПбГУ профессор Ватаняр ЯГЬЯ.

Станет ли Балтика чистой? | ФОТО RicoK/shutterstock.com

ФОТО RicoK/shutterstock.com

40 тысяч тонн сброшенных на дно Балтики снарядов, бомб и контейнеров с отравляющими газами можно смело назвать вынужденным наследием Второй мировой войны. Державы-победительницы приняли соответствующее решение в отношении огромных запасов химического оружия поверженной гитлеровской Германии во многом потому, что 70 лет назад не существовало никаких надежных промышленных технологий уничтожения боевых отравляющих веществ. Вот и решили весь этот чудовищный груз утопить на морском дне, надеясь, видимо, на герметичность металлических оболочек. Затопление производилось в нескольких участках акватории – неподалеку от нашего Калининграда, а также в территориальных водах Польши, Финляндии и будущих независимых стран Балтии.

Тревожные сообщения в СМИ появились в 1990-х годах. Говорилось о коррозии металла на морском дне, о трещинах на емкостях с отравляющими веществами. Ну а на официальном международном уровне первым забил тревогу Санкт-Петербург. Весной 1992 года на второй сессии Парламентской конференции Балтийского моря в Осло мне как главному советнику мэра северной столицы и депутату городского парламента (Петербургского совета) было поручено прочитать письмо правительства Санкт-Петербурга, в котором шла речь о серьезнейшей угрозе экологии и биологическим ресурсам Балтийского моря и содержался призыв к странам региона совместными усилиями приступить к очистке дна от затопленного химического оружия.

Этот наш призыв был встречен с пониманием и, как тогда казалось, с энтузиазмом. Но, к сожалению, никакой конкретной конструктивной реакции на него со стороны правительств государств региона не последовало.

Парламентская конференция Балтийского моря (ПКБМ) – совещательная международная структура, созданная в 1991 году по инициативе тогдашнего председателя парламента Финляндии Калеви Сорса. Ее особенность в том, что равноправное участие в работе наряду с депутатами национальных органов представительной власти принимают и региональные парламентарии. Это оправданно хотя бы потому, что из Мариинского дворца, согласитесь, более четко, нежели со столичных Охотного Ряда и Большой Дмитровки, видна, скажем, та же проблема экологии Балтики.

В 2002 году сессия конференции Балтийского моря проходила у нас в Петербурге. И тогдашний представитель Калининградской области в Совете Федерации Валерий Устюгов вновь поднял вопрос об очистке морского дна от химического оружия. Он даже снял и показал документальный фильм о пагубном воздействии на окружающую среду этой самой настоящей мины замедленного действия: гибель рыбы и других обитателей моря, вредоносное прямое и косвенное воздействие утечек отравляющих веществ на здоровье людей. Но опять-таки никаких реальных последствий эта инициатива не имела.

Позднее об этом на сессиях говорили депутаты финского и шведского парламентов, подчеркивали даже, что употреблять в пищу балтийского лосося, не опасаясь слишком за свое здоровье, можно никак не чаще, чем раз в неделю. На последней сессии ПКБМ в конце минувшего лета в Ростоке этот вопрос поднял в своем выступлении депутат германского бундестага Томас Штрицель. Но по-прежнему от слов к делу в решении этой обостряющейся проблемы, к сожалению, никто не переходит. Может быть, со временем начнется реализация программы Евросоюза «Балтийская стратегия», одной из задач которой значится спасение Балтийского моря. В ней кроме стран ЕС участвуют также Россия, Норвегия и Исландия.

Наш город за последние годы внес немалый вклад в обеспечение чистоты Балтики: 98,5 процента промышленных и коммунальных вод Петербурга должным образом очищаются сегодня перед выпуском в реки и в Финский залив. Значительную роль сыграли в этом реализованные экологические программы в рамках Северного измерения – взаимодействия Северо-Запада РФ с Евросоюзом, Норвегией и Исландией. В частности, Швеция и Финляндия предоставили Петербургу средства для строительства и ввода в эксплуатацию Юго-Западных очистных сооружений. Нет сомнений, что очень скоро степень очистки наших вод достигнет 100 процентов.

Получается некий парадокс: стараясь очищать выпускаемую в море воду, балтийские страны никак не могут приступить к подъему и ликвидации затопленных емкостей с отравляющими веществами. Но ведь чем дальше тянуть, тем будет только хуже: однажды эта громадная бомба на дне может сработать всерьез, и тогда вся сегодняшняя работа по очистке стоков просто пойдет насмарку. Я прекрасно понимаю, что даже для старта кампании по подъему и последующему уничтожению химического оружия потребуются большие затраты. Однако иного не дано: этот вопрос надо ставить ребром на Совете глав государств Балтийского моря и безотлагательно решать совместными усилиями. Ведь сумели же мы практически полностью уничтожить начиненные смертоносными газами боеприпасы, доставшиеся России как преемнице СССР. Более того, внесли свой немалый вклад в ликвидацию химического оружия Сирии. Сегодня есть необходимые для такой работы технологии, есть и надлежащая производственная база. Важно понять, что речь идет о нашем будущем, о здоровье и безопасности наших детей, внуков и правнуков. И ради этого не должно быть жалко никаких потраченных денег.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5594) от 27.11.2015.


Комментарии