«Советская» модель в Армении?

Все ведущие армянские политологи в один голос утверждали, что очередные выборы в национальное собрание будут носить судьбоносный характер. Ведь страна с их проведением фактически завершает политическую реформу, начатую в декабре 2015 года на референдуме по внесению поправок в действующую конституцию, и превратит Армению из президентской республики в парламентскую.

«Советская» модель в Армении? | ФОТО предоставлено пресс-службой президента

ФОТО предоставлено пресс-службой президента

По истечении в следующем году президентских полномочий нынешнего президента страны Сержа Саргсяна вся полнота власти перейдет к парламенту. Он будет не только избирать главу государства, полномочия которого существенно ограничатся, но и назначать премьер-министра и его кабинет. Правительству будут подчиняться вооруженные силы страны, а в случае войны именно глава кабинета станет главнокомандующим ВС. Так что воскресные выборы выясняли, какая политическая сила отныне станет определять будущий курс страны.

Революционности момента соответствовала и новая система голосования. Партии не были сведены в один бюллетень, для каждой политической силы отпечатали свой документ. Избиратель лишь выбирал один бюллетень - той партии, которой собирался отдать свой голос. После принятия решения необходимо было поместить документ в конверт со специальным стикером и только потом отправить его в урну. Кроме того, в ходе голосования впервые опробовали систему идентификации избирателей с помощью отпечатков пальцев, что сводило к минимуму возможность для махинаций и фальсификаций.

При всем при этом характерно, что голосовать можно было только на территории страны, имея прописку. Впрочем, это и понятно - организовать голосование по всему миру не только сложно, но и опасно, ведь за рубежом Армении армян проживает в три раза больше, чем в республике.

За места в парламенте боролись свыше полутора тысяч кандидатов из четырех партий и пяти партийных блоков. Согласно избирательному закону, чтобы пройти в национальное собрание, партия должна была преодолеть 5%-ный барьер, а блок - 7%-ный.

По большому счету особой интриги на выборах не существовало. Были два явных фаворита - Республиканская партия президента страны Сержа Саргсяна, находящаяся у власти более 20 лет, и блок «Царукян», возглавляемый самым богатым бизнесменом страны местным олигархом Гагиком Царукяном, в недавнем прошлом соратником президента, решившим два года назад расстаться с партией власти и создать собственное политическое объединение.

Другие политические силы особой популярностью среди избирателей не пользовались и пытались лишь преодолеть предвыборный барьер.

В итоге в парламент страны вошли четыре партии. С большим отрывом победили провластные республиканцы, получившие более 49% голосов избирателей, на втором месте оказался олигарх со своим блоком, за который проголосовали около 28%. Также в национальное собрание прошли представители оппозиционного блока «Елк» (по-русски «Исход»), набравшие семь с небольшим процентов, и старейшая партия страны «Дашнакцутюн», показавшая примерно такой же результат. Отметим, что выборы прошли при хорошей активности населения, явка избирателей составила более 60%.

Следует сказать, что главным инициатором изменения формы правления в стране был президент Армении Серж Саргсян. На первый взгляд, это кажется странным. Ведь в результате реформы фигура президента превращается в символ армянской государственности, а в реальной политике он перестает играть значимую роль, превращаясь, по сути, в «английскую королеву». Однако здесь не все так просто. Дело в том, что нынешний президентский срок - последний для Саргсяна. На третий срок он, согласно конституции, идти не может. О том, что он не станет нарушать закон, Саргсян уже заявлял, и не один раз.

Но существует другое решение этой проблемы. Этим путем попытался пойти в 2010 - 2011 годах президент Грузии Михаил Саакашвили. Тогда изменения основного закона замышлялись Саакашвили для того, чтобы остаться на вершине власти после ухода с поста главы государства в качестве главы кабинета министров или спикера парламента, в котором большинство принадлежало бы его партии «Единое национальное движение». Но шесть лет назад хитроумный Михаил Николозович просчитался, поскольку на парламентских выборах 2012 года победили его политические противники из коалиции «Грузинская мечта», которые с успехом воспользовались плодами конституционной реформы и фактически выбросили Саакашвили из грузинской политики.

Нынешняя армянская политическая элита и лично Серж Саргсян учли промахи бывшего грузинского лидера и, по сути, осуществили безболезненную операцию по сохранению своей власти без нарушения конституции. В какой-то мере им повезло, поскольку действенной оппозиции, а тем более харизматического ее лидера в Армении на сегодняшний день просто нет.

Конечно, в национальное собрание попали «исходники», которые считаются настоящими политическими противниками республиканцев, но со своими семью процентами они вряд ли смогут влиять на политический и экономический курс будущей власти. Маловероятно, что и Гагик Цурукян, и его политические «штыки» представляют опасность для правящей партии. Используя безбрежный популизм и щедро тратя деньги олигарха, блок все-таки не сумел выполнить основную задачу - стать ведущей силой в парламенте.

Кстати, как считают аналитики, Сержу Саргсяну после истечения президентских полномочий для сохранения власти вовсе не обязательно становиться премьером. Получив в парламенте серьезное преимущество, создаваемая под его руководством политическая система может пойти по «советскому» пути, как это было долгое время с Леонидом Ильичом Брежневым, который в качестве генсека правящей партии был лидером страны, занимая только партийный пост.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии