Главная городская газета

Правда как фундамент будущего

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Политика

Макрон и его команда

Президент Франции с рекордной скоростью сформировал правительство страны Читать полностью

Выборы без сюрпризов

Умеренный реформист Хасан Рухани во второй раз стал президентом Ирана Читать полностью

Виртуальные табу Порошенко

Как уже сообщалось, 16 мая президент Украины Петр Порошенко подписал указ о запрете российских интернет-ресурсов. Под санкции попали «Одноклассники», «ВКонтакте», «Яндекс», Mail.Ru и другие наиболее популярные на Украине ресурсы. Читать полностью

Бюджет откорректирован

Вчерашнее пленарное заседание городского парламента имело обширную повестку дня, главным вопросом которой стали выборы новых почетных граждан Санкт-Петербурга. Читать полностью

Утром-деньги, вечером-стулья

Расставание Британии с Евросоюзом начинает напоминать семейную склоку Читать полностью

«Третья сила» подрывает хрупкий мир

После некоторого затишья и появления надежды на установление мира затянувшийся вооруженный конфликт в Ливии, похоже, вновь набирает обороты. Читать полностью
Правда как фундамент будущего | Иллюстрация Kobkob/shutterstock.com

Иллюстрация Kobkob/shutterstock.com

В год 100-летия революции историки и политики настойчиво призывают всесторонне исследовать причины, характер и последствия событий, которые привели к краху Российской империи и Гражданской войне. Однако трактовки переворота в советской, современной российской и зарубежной (в том числе эмигрантской) историографии существенно разнятся. Еще более противоречивы оценки в обществе: для одних 1917 год - величайшая трагедия, которая как катком прошлась по каждой семье в России и последствия которой не преодолены до сих пор, для других - Великий Октябрь, открывший путь к небывалым свершениям и обновлению мира. Как примирить непримиримое и на чем обществу строить единство? Об этом говорили представители ведущих вузов и академических НИИ северной столицы в ходе «круглого стола» в Санкт-Петербургском региональном информационно-аналитическом центре Российского института стратегических исследований, посвященного событиям 1917 года. Почетным гостем на этой встрече был приехавший из Парижа потомок древнейшего дворянского рода профессор Дмитрий ШАХОВСКОЙ. Он поделился с петербургской молодежной аудиторией (а позднее - и с «Санкт-Петербургскими ведомостями») своими взглядами на прошлое и будущее России.

- Дмитрий Михайлович, как вы считаете, оказал ли влияние раскол Русской православной церкви в XVII веке на век двадцатый, точнее - на 1917 год?

- Думаю, без раскола не было бы и революции 1917-го. Раскол - это величайшая трагедия и величайшее недоразумение, ведь основная его причина - чисто догматическая. Конечно, патриарх Никон не имел права толкать народ на раскол.

- Каким, по-вашему, был бы 1917 год, если бы у 17-летнего Володи Ульянова в 1887-м не казнили старшего брата? Кто стоял за его трансформацией в «вождя мирового пролетариата»? Кому вообще это все было нужно?

- Кроме личного, семейного, фактора на Ленина, думаю, также повлияло обольщение властью. Плюс плоды революционного мышления и огромная работа со стороны американских и немецких банков (это уже доказано американскими историками - судя по последним их работам, революция тщательно подготавливалась). Даже для союзницы Франции русская монархия была мишенью.

- Почему?

- Для маленьких европейских государств невыносимо соседство такого гиганта, как Россия. Даже сейчас, в ее настоящем виде. Пока Запад, включая США, от этого не излечится, никакого покоя не будет.

Французская революция искалечила умы европейцев. Совершенно ясно, что подлинной демократии не может быть в обширном месте. К тому же демократии бывают самые разные, их нельзя обобщать. А их обобщают - только для того, чтобы инструментировать определенную политику.

- А каково влияние на 1917 год и все последующие события даты 20 июля 1914 года - объявление государем императором войны Германии?

- Трудный вопрос. С одной стороны, на этот счет были определенные соглашения. С другой — мы не были готовы к войне, и об этом знали обе стороны. Но были же некие рыцарские понятия, казавшиеся незыблемыми: сила слова, сила присяги.

Конечно, 1917 год - это предательство. Ну как можно во время войны идти против своего законного правительства, каким бы оно ни было? Война - это особая ситуация, все должны быть вместе. И когда защищали Россию, русские пошли на многое. Например, по приказу государя большинство капиталов их владельцы вернули в Россию (именно поэтому, кстати, белая эмиграция впоследствии оказалась без средств к существованию). Такого никогда не сделали бы ни в одной другой стране, только здесь.

- Какая разница между красным и белым террором?

- Исторически - в том, что белый террор карался белыми же, а вот красный был систематическим, провозглашенным большевиками. Так же Робеспьер и другие вожди французской революции дали добро вандейскому террору.

Я знаю эмигрантов, которые требуют от российской власти покаяния. Но тогда покаяние должно касаться всех - и белых, и красных... Виноваты по-своему все.

- К концу XX века мы потеряли 30% территории, 40% населения, а сегодня русскоговорящие на Украине убивают друг друга... Пространство Русского мира трещит и рвется. Есть ли у эмигрантов модель целостного будущего этого мира, основ, на которых можно было бы консолидировать общество?

- Я могу опираться только на свой опыт и боюсь обобщать. Еще боюсь идеологических построений, которые далеки от России. Мы можем оказать помощь определенным процессам. Но инициировать их? Сомневаюсь. В любом случае это будет восприниматься как что-то внешнее, наносное, чуждое...

Все мы любим Россию. Вы - русские. Мы стараемся быть русскими, и нам более-менее удается - по крайней мере моему поколению.

- А более поздним?

- Все знают: вкус соленого огурца зависит от рассола. Если вы опустите русский огурец в немецкий, английский, французский или еще какой-нибудь рассол, его вкус станет другим. А уж тем более у огурца, выращенного за границей...

Внешнее влияние не может не сказываться, и в некоторых случаях оно как чума. Восприятие действительности эмигрантов новых поколений проходит через определенную мифологизацию.

- Существует ли в Европе российское лобби?

- Для русофобов - несомненно, по факту - не думаю. Возможно, оно было в каком-то виде во Франции в 1930 - 1940-х годах... Сегодня есть лишь попытки отдельных лиц осмыслить, разобраться, посмотреть на ситуацию объективно.

К русским и к России на Западе относятся мнительно и предвзято. С одной стороны, это от плохого образования (во Франции оно существенно ухудшилось за последние полвека) и от внешнего влияния. И прежде всего со стороны западной прессы, которую я перестал читать, потому что она невыносима. Вы читаете статью и просто кожей чувствуете крайнюю предвзятость взглядов. Отчасти авторов можно извинить: они так воспитаны и в этом находят свои подлинные корни. Но это ужасно.

- Как преодолеть угрозу раскола в нашей стране?

- Объективным рассмотрением и признанием фактов. Отрицать невозможно: с 1917 года начался русский геноцид. У каждого из нас есть отцы и деды, они были разными и боролись по разные стороны баррикад. И нужно суметь признать все, что есть в них положительного и отрицательного.

Часто говорят о необходимости покаяния. С одной стороны, каяться может только человек, который жил в то время, имел определенные взгляды, производил действия. С другой - есть же и преемственность, духовная и государственная.

Патриарх Никон заставил царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) каяться на могиле митрополита Филиппа за грехи деда Ивана IV (Грозного). Между ними нет никакого прямого преемства, кроме государства. Мне кажется, и сейчас нужен некий мост между гражданами и институтами. Важно избавиться от шор на глазах, разобраться и расставить все точки над i. Государство должно прийти к определенному отношению к событиям 1917 года.

Признав геноцид, избежим «памятицида». Крах идентичности - распространенная в современном мире вещь, когда в общественном сознании оставляются только мифы, причем с одной стороны, а память о настоящем уничтожается. И этот ментальный, психологический крах передается из поколения в поколение.

Да, экономика, нефть, газ, промышленность - все это, конечно, важно. Но без прошлого нет будущего. Без спокойного, ответственного признания правды - фундамента - ничего невозможно построить.

- Идея примирения многим кажется неправильной, хоть и выглядит красиво. Если смешать красное и белое, получится что-то розовое, если черное и красное - выйдет буро-серое - все не то... В чем может быть общность взглядов монархистов и сталинистов, либералов и консерваторов?

- Мне кажется, каждый человек, независимо от того какого он толка, должен думать о том, как строить Россию и что можно сделать для нее. Каждый должен верить в Россию. Эта вера есть здесь, и она еще остается у эмигрантов там, на Западе.

Согласен, примирение не то слово. Хочется не примирения, а мира.

- А каков ваш идеал будущей России?

- Одно время я думал: нужно как можно быстрее и лучше упорядочить экономику и повысить уровень жизни людей, потому что это притягивает соседей и благоприятно действует на общую политику. С другой стороны, я очень сомневаюсь в якобы демократических идеалах. У меня ощущение, что это самообман.

Я согласен со словами Екатерины II: «России нужна сильная власть, потому что она слишком разнообразна и слишком велика». Это не значит, что не должно учитываться общественное мнение, но необходима определенная координация. И многие люди здесь и там понимают эту необходимость. Совершенно очевидно, что нужен диалог с духовной властью (я не говорю «с церковью», потому что много людей разделяют христианские ценности, не будучи верующими) и государством.

На Западе есть безусловные идеологические понятия: равенство, свободы, демократия. Но это восприятие равенства несколько нездоровое, ведь мы с рождения не равны - у всех разные таланты, особенности психики, рост, вес, физические возможности, потребности... Нельзя всем навязывать одно, всех равнять, надо поощрять ценность и уникальность каждого человека. Это по-христиански. Когда твой собеседник является для тебя безусловной ценностью, многие крайности сами исчезают.

Подготовила Инесса ЮШКОВСКАЯ


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook