Нежданный президент

Самая длинная в истории Эстонии эпопея с выборами президента страны, начатая еще в конце августа, резко и неожиданно закончилась на прошлой неделе. После пяти туров голосования впервые в истории прибалтийской республики главой государства стала женщина - 46-летняя мать четверых детей Керсти Кальюлайд.

Нежданный президент | ФОТО (c) Sergei Stepanov/NurPhoto via ZumaPress

ФОТО (c) Sergei Stepanov/NurPhoto via ZumaPress

Она появилась на политической сцене Эстонии за неделю до своего триумфального, но безальтернативного избрания депутатами в местном парламенте (рийгикогу). До этого об аудиторе Европейской счетной палаты знали разве что ее родственники и друзья, поскольку Керсти Кальюлайд не только никогда не занималась публичной политикой, но и последние 12 лет проживала в Люксембурге.

Как известно, в Эстонии существует очень громоздкая, и, как показали нынешние выборы, не очень эффективная двухуровневая система непрямых выборов главы государства. Первоначально президента выбирает парламент, для победы необходимо заручиться поддержкой двух третей депутатов, то есть получить 68 голосов в 101-местном законодательном органе страны. Три тура голосования, прошедшие 29 и 30 августа, не выявили победителя. Выборы, согласно конституции, перешли в коллегию выборщиков, состоящую из депутатов рийгикогу и представителей местного самоуправления. Однако и два тура этих выборов не определили кандидатуру нового президента. Никто из пяти претендентов не сумел заручиться поддержкой коллегии.

Нужно отметить, что во всех этих выборах принимали участие видные выдвиженцы ведущих партий, политические тяжеловесы. Но ситуация сложилась таким образом, что никто из них не смог получить решающего преимущества над конкурентами. Это произошло впервые в истории выборов президента.

Чтобы не превратиться в посмешище для населения страны, правящая эстонская элита не могла продолжать в том же духе. На заседании совета старейшин парламента, в который входят спикер со своими двумя замами, а также шесть председателей парламентских фракций, было решено отказаться от выдвижения партийных кандидатов и поискать надпартийную и компромиссную фигуру. Ею и стала Керсти Кальюлайд.

Биография этой женщины по-своему интересна, но никак не свидетельствует о ней как о человеке, всей своей жизнью подготовленном к нынешнему высокому государственному посту.

Керсти Кальюлайд родилась в Тарту, среднюю школу закончила в Таллине, но получать высшее образование вновь решила на малой родине. В 1992 году она окончила факультет биологии Тартуского университета, там же спустя десять лет получила степень магистра по управлению бизнесом. Политикой ни в советские, ни в постсоветские времена Керсти никогда не занималась. По крайней мере об этом свидетельствует ее официальная биография, которая вообще-то изобилует «белыми пятнами». Доподлинно известно, что около двух лет в конце 1990-х годов она работала в одном из эстонских банков, а затем каким-то образом стала в 2001-м советником по экономике тогдашнего премьер-министра Марта Лаара. Впрочем, чиновничьей карьеры Кальюлайд не сделала, спустя год правительство Лаара ушло в отставку, вместе с ним госслужбу покинула и Керсти.

Далее профессиональная карьера будущей главы государства делает два удивительных кульбита. После ухода из правительства биолог Кальюлайд становится сначала менеджером, а затем и директором электростанции «Иру». Спустя еще два года новоиспеченный энергетик волшебным образом оказывается в Люксембурге в кресле аудитора Европейской счетной палаты, где в течение 12 лет занимается проверкой расходования еэсовских денег, выделяемых союзом своим членам для развития сельского хозяйства.

Каким образом совет старейшин рийгикогу вышел на кандидатуру Керсти Кальюлайд, доподлинно неизвестно, но 2 октября она стала очередным президентом страны, а 10 октября вступила в эту должность.

Такой выбор эстонского истеблишмента вызвал некоторое замешательство в обществе. Естественно, больше всего удивило почти полное отсутствие политического опыта у нового президента, ее неизвестность среди населения, а также абсолютная неопределенность политических взглядов главы государства.

Перед голосованием в парламенте Керсти Кальюлайд выступила перед фракциями, но, по мнению эстонских СМИ, ясности для определения ее идеологических и политических воззрений это не прибавило. Мало что прояснило и открытое письмо Кальюлайд, обращенное к жителям страны, которое также увидело свет перед голосованием. Письмо изобиловало различными политологическими открытиями, поставившими в тупик даже маститых аналитиков, типа: «У президента нет программы, программы есть у партий. У президента должны быть позиции»...

Новый президент Эстонии уже успела высказаться по «русскому вопросу» и, похоже, достаточно откровенно, что не может не радовать. По поводу того, готова ли она сесть за один стол с российскими властями, Кальюлайд честно сказала: ответ на этот вопрос не зависит от Эстонии и от нее лично, он зависит от общей позиции европейских союзников, с которыми страна должна координировать свою политику. При этом Керсти Кальюлайд заметила, что готова общаться с русскими жителями Эстонии на их родном языке, который она хотя и не очень хорошо, но знает.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5809) от 14.10.2016.


Комментарии