Миротворец Мирзиеев

«Постсоветская Центральная Азия, лоскутное одеяло из часто враждующих между собой стран, разделенных колеблющимися границами, делает шаги к тому, чтобы оставить в стороне былые споры и перейти на уровень сотрудничества, не виданный в течение десятилетий», - пишет обозреватель Ярослав Трофимов в The Wall Street Journal. «В центре этих изменений - новая политика, к которой обратился тяжеловес Узбекистан. На него приходится до 45% населения региона, и изоляционистская позиция, которую он занимал десятки лет, отражалась на всех его соседях», - говорится в статье.

Миротворец Мирзиеев | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

«Новый президент страны Шавкат Мирзиеев пришел к власти год назад и резко улучшил отношения со всеми соседями Узбекистана. Это его главный приоритет в международных отношениях», - отмечает Трофимов.

«Мирзиеев прекрасно понимает, что в условиях общего мирового кризиса экономическое состояние республики не будет стабильным без торговли с соседями. А для этого как минимум нужно восстановить добрососедские отношения с Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном», - говорил год назад на радио «Sputnik Узбекистан» заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

Эксперт прогнозировал, что в регионе появится реальная возможность решить многие трудные задачи. «Всем известно, - напоминал Грозин, - об острой проблеме приграничных участков в Таджикистане и Киргизии. С этими же государствами есть и нерешенный «водный вопрос». Узбекистан ведь практически полностью зависит от гидроресурсов соседних стран». Аналитик был убежден, что политика «ноль врагов среди соседей» даст весьма ощутимые результаты как для Узбекистана, так и для соседних Киргизии и Таджикистана.

И вот теперь, год спустя, московский политолог с удовлетворением констатирует, что в своих ожиданиях не ошибся. «Ташкент проводит очень здравую и взвешенную политику», - утверждает Грозин, добавляя, что за последнее время изменился сам подход государств в регионе к выстраиванию отношений: если раньше страны стремились отстаивать свои позиции до последнего и не соглашаться на уступки, то теперь стороны занимаются поиском взаимного компромисса, за счет чего решается множество застарелых проблем.

«Год назад в Узбекистане, да и за его пределами, мало кто ожидал, что Шавкат Мирзиеев сможет унаследовать президентский пост покойного Ислама Каримова без открытой борьбы, раскола в верхах и прочих потрясений, - констатирует на сайте ANHOR.uz независимый политолог Рафаэль Саттаров. - Тем более не верили в способность нового лидера быстро изменить кадровую структуру власти страны. Однако за год правления посткаримовским Узбекистаном, который сравнивают с СССР после Сталина и Испанией после Франко, Мирзиеев смог без лишнего шума радикально перетасовать личный состав узбекского руководства, сформировав новые группы, на которые он планирует опираться в дальнейшей борьбе за полный контроль над страной».

Анализируя внешнюю политику Ташкента, эксперты особо останавливают внимание на недавнем государственном визите Мирзиеева в Киргизию. Узбекский президент побывал в Бишкеке впервые за 17 лет. «Отношения с соседями Узбекистана в теории не должны быть зависимы от персоналий их лидеров, - говорит в беседе с ИА 24kg российский эксперт Аркадий Дубнов. - Поэтому важно сохранить преемственность внешней политики. Именно в этом контексте следует рассматривать визит Шавката Мирзиеева в Киргизию: давая возможность уходящему с поста президенту Алмазбеку Атамбаеву внести в копилку своих достижений урегулирование болезненных - в первую очередь пограничных - проблем между Киргизией и Узбекистаном, Мирзиеев действует и в своих интересах. Таким образом, он обяжет следующего - пятого - киргизского президента, кто бы им ни стал, следовать этим договоренностям».

Выгоден был, по мнению Дубнова, этот визит узбекского лидера и самому Алмазбеку Атамбаеву с предвыборной точки зрения. Именно за его кандидата, который, как предполагается, должен продолжить политику сближения Бишкека с Ташкентом, действующая власть призовет голосовать 15 октября этнических киргизских узбеков юга страны.

«В последние годы правления Ислама Каримова у Узбекистана были серьезные проблемы с Таджикистаном, граница с которым была перекрыта, и на ней периодически даже случались перестрелки, - отмечает обозреватель МК Елена Гамаюн. - Сложные отношения были у Ташкента и с Бишкеком - из-за спорных приграничных территорий. Процесс делимитации границы с Киргизией начался сразу после кончины первого узбекского президента. И пока дела идут хорошо. Рабочие группы правительственных делегаций двух стран согласовали позиции по 49 спорным участкам линии госграницы».

Потеплели и отношения с Таджикистаном. Дело в том, что отец Мирзиеева Мирамон - выходец из таджикского кишлака Яхтан. В Зааминский район Джизакской области Узбекистана он переехал в юности, где впоследствии работал в должности главного врача в местном туберкулезном диспансере. Шавкат родился уже в Узбекистане. Однако и в Таджикистане его считают своим земляком. Узбекским журналистам, которые приезжали в таджикское село Яхтан, местные жители рассказали, что возлагают большие надежды на нового главу Узбекистана. Там вспомнили также трогательную историю о том, как Шавкат Мирзиеев, будучи еще проректором Ташкентского института ирригации и мелиорации, спас от отчисления из вуза их молодого односельчанина.

Сам Мирзиеев так сформулировал приоритеты внешней политики Узбекистана: «Основу нашей внешней политики составляют такие ключевые принципы, как невмешательство во внутренние дела других государств, урегулирование возникающих конфликтов и противостояний только мирным, политическим путем. Узбекистан не присоединится ни к каким военно-политическим блокам, не допустит размещения на своей территории военных баз и объектов других государств. Мирная и экономически процветающая Центральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача. Мы готовы к разумным компромиссам со странами Центральной Азии по всем без исключения вопросам».

#Узбекистан #сосуществование #Мирзиеев

Комментарии