Корейский клубок

Тревожные новости продолжают поступать с разделенного по 38-й параллели Корейского полуострова. 5 сентября вооруженные силы КНДР произвели очередные пуски аллистических ракет в направлении Японского моря. Буквально же через четыре дня Северная Корея осуществила пятое по счету и второе в нынешнем году ядерное испытание. Парируя столь видимые угрозы со стороны Пхеньяна, Южная Корея и США провели в конце августа - начале сентября масштабные - с привлечением 75 тыс. военнослужащих - учения Ulji Freedom Guardian по отработке нанесения ядерных ударов по объектам КНДР. А ранее минувшим летом Сеул и Вашингтон договорились о размещении на территории южной части Корейского полуострова американской системы противоракетной обороны THAAD. Это должно осуществиться к концу будущего года.

Корейский клубок | ФОТО Kyodo News/ТАСС.

ФОТО Kyodo News/ТАСС.

Северокорейские военные провокации представляют собой вызов для отношений Южной Кореи и Китая. Об этом, как сообщило агентство Yonhap, заявила президент Республики Корея Пак Кын Хе во время встречи с председателем КНР Си Цзиньпином на полях недавнего саммита G20 в Ханчжоу.

«Мы договорились, что будем решительно добиваться от Северной Кореи соблюдения резолюций Совбеза ООН, а также немедленного прекращения провокационных действий», - сообщил на совместной с китайским коллегой Ван И и южнокорейским Юн Бен Се пресс-конференции глава японского внешнеполитического ведомства Фумио Кисида. Он отметил также, что Япония, КНР и Южная Корея продолжат активное сотрудничество по проблеме КНДР. Состоявшиеся в Токио переговоры министров иностранных дел Японии, Китая и Южной Кореи стали уже восьмыми по счету, что свидетельствует о серьезной встревоженности трех стран угрозами со стороны КНДР.

Особо следует выделить здесь присутствие Китая, который до сих пор небезосновательно считался не только союзником, но даже «старшим братом» Северной Кореи. А теперь вот китайский лидер Си Цзиньпин заявляет о том, что его стране и Республике Корея следует вывести двусторонние отношения на «правильный путь стабильного развития». «Наши страны - близкие соседи с широким кругом общих интересов. Мы должны дорожить имеющейся основой сотрудничества и преодолеть имеющиеся трудности и вызовы», - цитирует Си Цзиньпина агентство Синьхуа.

«КНДР демонстрирует своему народу решимость до конца отстаивать свою политику, и не очень харизматичный Ким Чен Ын пытается на этом фоне повысить свой рейтинг. Сеул же показывает решимость отстаивать свои интересы и опирается в этом на США, - комментирует Газете.RU складывающуюся на Корейском полуострове ситуацию руководитель Школы востоковедения ВШЭ Александр Маслов. - Все это играет против политики Китая в регионе, отодвигает его на задний план как главного переговорщика между двумя Кореями». Против интересов Пекина, убежден эксперт, и наращивание группировки сил США.

Договоренность Вашингтона и Сеула вызвала озабоченность руководства Китая. МИД КНР заявил, что размещение элемента американской системы ПРО в Южной Корее нанесет серьезный вред региональной безопасности. «Объявлено, что цель системы THAAD - усиление обороны Южной Кореи от возрастающих ракетно-ядерных возможностей КНДР, - говорит в интервью ТАСС заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. - Но военные специалисты, давая оценку системе THAAD, видят в ее характеристиках другие возможности. И по дальности, и по высоте перехвата они далеко выходят за пределы Корейского полуострова. Ее радары способны охватывать большие районы Китая, самые густонаселенные прибрежные территории. Поэтому Китай жестко выступает против, резонно видя в этом угрозу своей безопасности. Есть понимание того, что КНДР со своими ракетами - это только повод для дальнейшего расширения присутствия США в регионе».

Система противоракетной обороны THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) представляет собой комплекс подвижного наземного базирования, предназначенный для высокого заатмосферного перехвата баллистических ракет малого и среднего радиуса действия (до 3,5 тыс. км). Дальность действия противоракет THAAD - до 200 км, высота перехвата - 150 - 200 км. Дальность РЛС комплекса THAAD - до 1 тыс. км.

«Система THAAD, которую развертывают в Южной Корее, способна бороться только с оперативно-тактическими ракетами или ракетами средней дальности, никакого влияния на наши ракетные войска стратегического назначения (РВСН) она не оказывает», - поясняет в беседе с интернет-изданием «ВЗГЛЯД» военный эксперт главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он добавляет также, что THAAD может к тому же отразить удар лишь единичной ракеты, максимум двух-трех, но массированному ракетному удару противостоять она не способна.

Наших соединений РВСН в секторе, который будет обозреваться размещаемым в Южной Корее радаром ТHAAD, нет, поясняет эксперт. «Однако Россия высказывает опасения по поводу развертывания системы, поскольку она является одним из элементов стратегической ПРО США. Ничто не мешает в дальнейшем эту систему развернуть до более совершенного ряда, который в перспективе уже может быть опасным для межконтинентальных баллистических ракет», - подчеркивает Мураховский.

«Для России сама по себе в военном смысле эта система ПРО действительно не представляет большой угрозы, она предназначена главным образом для борьбы с ракетами средней дальности, которых у нас нет, - констатирует в беседе с ТАСС ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. - И даже если бы у нее были более широкие возможности, ближайшие районы дислокации наших межконтинентальных ракет находятся за тысячи километров от Кореи».

«Россия протестует по двум причинам. Во-первых, мы принципиально против развития американских систем ПРО в целом, их приближения к нашим границам. А во-вторых, мы поддерживаем наших китайских друзей. У Китая в целом ядерные силы намного меньше наших и менее продвинутые, и у них значительную часть этих сил составляют ракеты средней дальности, существенная часть которых находится на базах в северо-восточном Китае, в том числе очень близко к Корейскому полуострову», - объясняет Кашин позицию Москвы.

Размещение американской системы противоракетной обороны THAAD в Южной Корее фактически означает начало гонки вооружений и ведет к большей напряженности и недоверию, считает заведующий центром изучения Юго-Восточной Азии и Австралии Дмитрий Мосяков. «Это очень плохая новость. Фактически в регионе начинается гонка вооружений. Южная Корея создает систему обороны противоракетной, а, соответственно, Северная Корея будет создавать все возможности для того, чтобы преодолеть эту систему обороны. Потому что понимает, что это фактор выживания Северной Кореи, возможность нанести невосполнимые потери Южной Корее в случае агрессии против севера», - резюмирует Мосяков в материале РИА «Новости».

«Разговоры о защите от КНДР - это просто повод, - соглашается в беседе с ТАСС и руководитель Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН Андрей Виноградов. - Первоначально, когда шла речь о размещении систем ПРО в Европе, говорилось, что это делается якобы для противодействия иранской угрозе. Теперь вопрос снят, а система ПРО вопреки всему размещается в Румынии и Польше. На Корейском полуострове - аналогичная ситуация».

ПРО - это инструмент усиления геополитического присутствия США, подчеркивает Виноградов: «В Восточной Азии формируется новый центр мира. Был только североатлантический, а сейчас формируется и восточноазиатский. И в этом центре мира американцы стремятся закрепить свое ведущее положение, - отмечает политолог. - Но ситуация там достаточно взрывоопасная, и связано это с тем, что системы коллективной безопасности в Восточной Азии нет. Там масса территориальных споров и проблем, и любая дестабилизация чревата самыми серьезными последствиями».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5799) от 30.09.2016.


Комментарии