Французы в борьбе за социализм

Вот уже третий месяц во Франции проходят массовые акции протеста против реформы трудового кодекса, затеянной правительством социалистов под руководством главы кабинета министров Мануэля Вальса. Нынешнюю волну выступлений некоторые аналитики считают одной из самых серьезных с 1968 года.

Французы в борьбе за социализм | Иллюстрация Netfalls - Remy Musser/shutterstock.com

Иллюстрация Netfalls - Remy Musser/shutterstock.com

На майские акции в разных городах страны вышли несколько сотен тысяч протестующих. Митинги и демонстрации, которые нередко выливаются в столкновения с полицией, проходят в Париже, а также крупнейших городах Франции – Марселе, Нанте, Лилле. Причем на призыв старейшего и крупнейшего профсоюза страны, Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), выступить против намерений правительства откликнулись не только рабочие, но также студенты, преподаватели и старшеклассники, требующие не вводить новый трудовой кодекс, который, по их мнению, предполагает «больше работать за меньшие деньги».

Эти массовые протесты грозят обернуться серьезными экономическими проблемами. Уже на прошлой неделе из-за забастовок на нефтеперерабатывающих заводах возникли серьезные перебои с бензином и правительство вынуждено было использовать его стратегические запасы. Тут же предупредительную забастовку объявили служащие всех 19 атомных станций страны, чем ввели в ступор население. Забастовали и авиадиспетчеры, что привело к отмене сотен рейсов.

К протестам присоединились даже журналисты агентства Франс Пресс, а 26 мая не вышли бумажные версии многих газет, поскольку к забастовочному движению подключился крупнейший «Профсоюз книги», в который входят работники типографий и служб доставки.

Наконец, в минувшую пятницу ВКТ пригрозила помешать проведению в стране чемпионата Европы по футболу, наметив на 14 июня, через четыре дня после его начала, общенациональную акцию протеста против реформы трудового законодательства, что вызвало озабоченность и руководства Евросоюза.

Масштабы протестов растут, но правительство, поддерживаемое президентом Франсуа Олландом, до последнего времени утверждало, что не пойдет ни на какие уступки протестующим. В чем же, как говорится, зарыта собака? Почему 75% населения, по последним социологическим исследованиям, не одобряет предстоящую реформу трудового законодательства?

Ответ на этот вопрос и прост и труден одновременно.

Прост, потому что в сухом остатке данная реформа приводит к ситуации, как утверждают профсоюзы, когда рядовой трудящийся будет вынужден работать больше за такие же или, скорее всего, меньшие деньги.

Во Франции с 2000 года действует 35-часовая рабочая неделя. Это считается огромным завоеванием профсоюзов. Каждый час сверхурочной работы оплачивается в размере 25% от размера зарплаты. Этот закон действует по всей стране, и за его соблюдением следят профсоюзы. По новой реформе, рабочая неделя может быть по желанию работодателя увеличена до 48 или при экстренной необходимости до 60 часов. При этом предлагается доплаты за сверхурочную работу снизить до 10%.

Если раньше любое увольнение сотрудника контролировалось профсоюзами и могло быть ими оспорено, то теперь предпринимателям разрешается увольнять подчиненного из-за «значительных финансовых потерь компании» или из-за «реорганизации с целью сохранения конкурентоспособности».

А трудность ответа на поставленный вопрос заключается в следующем. Франция в последнее время отстает от своих основных европейских конкурентов в Европе – Германии и Великобритании. У французов уже двадцать лет безработица составляет более 10%, а это больше, чем у немцев и жителей туманного Альбиона. При этом в стране появляется гораздо меньше рабочих мест, чем у конкурентов. В 2013 – 2015 годах во Франции были открыты только 57 тысяч рабочих мест, тогда как в Германии – 482 тысячи.

Один из идеологов трудовой реформы, министр труда Франции Мириам Эль Хомри, называет реформу «необходимостью, продиктованной обстоятельствами» и надеется, что она позволит решить эту проблему.

На самом деле и профсоюзы, и правительство по-своему правы. Нельзя работать меньше, чем твои основные конкуренты в Европе, и получать примерно столько же. Но, с другой стороны, почему трудящиеся должны жертвовать завоеваниями, полученными под руководством профсоюзов в результате вековой борьбы за свои трудовые права, ради получения правительством сиюминутной политической и экономической выгоды?

Тем более почему это должно исходить от нынешнего левого правительства социалистов, партии, которая в 2000 году и добилась введения небывалого для европейского трудового законодательства – достижения 35-часовой рабочей недели.

Кстати, ВКТ не пытается тупо сохранить «привилегии социализма», а считает, полагаясь на исследования своих аналитиков, что предлагаемая реформа трудового законодательства вовсе не «народит» новые рабочие места и «поборет» безработицу, а просто станет обыкновенной сдачей завоеваний трудящихся. По их мнению, либерализация рынка труда не приведет к экономическому росту, не увеличит спрос. Главное – не условия найма, а уменьшение себестоимости продукции, проблема, которой ни работодатели, ни правительство Вальса не занимаются.

Многие французские политологи видят в небывалом упорстве кабинета министров в реформировании трудовых отношений в стране не только экономические, но и политические причины. Президент Франсуа Олланд еще на выборах 2012 года клятвенно обещал, что уменьшит уровень безработицы и откроет миллионы новых рабочих мест, и даже заявлял, что без выполнения этих пунктов своей предвыборной программы не станет выдвигаться на второй срок. Ничего этого за время его правления не случилось. А выборы уже в 2017 году. У него остается шанс, наступив на идеологические установки социалистов, попытаться путем жесткого введения неолиберальных реформ трудового кодекса добиться поставленных ранее целей.

Для Франции, страны революционных традиций и вековой борьбы за права трудящихся, очень смелое решение с неясными перспективами. Впрочем, в минувшую пятницу Мануэль Вальс уже дал понять, что правительство готово внести некоторые изменения в спорный документ, правда, сделал это весьма туманно, заявив буквально следующее: «То, что изменится сама основа текста, даже не может обсуждаться. Но всегда могут быть внесены поправки, улучшения». Устроит ли это профсоюзы и массы протестующего населения, увидим уже в ближайшее время.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (5711) от 30.05.2016.


Комментарии