Эрдоган застрял в дверях

Анкара пересмотрит свою позицию относительно возможного членства в ЕС, так как Брюссель затягивает переговоры по данному вопросу, а некоторые европейские страны и вовсе враждебно относятся к Турции. Об этом заявил на днях турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в опубликованном интервью агентству Reuters. Что же заставило лидера страны, долго и упорно стремившейся в Евросоюз, сделать политический разворот на 180 градусов?

Эрдоган застрял в дверях | Иллюстрация  NikoNomad/shutterstock.com

Иллюстрация NikoNomad/shutterstock.com

«Если они не действуют искренне, мы должны найти путь назад. Почему мы должны стремиться к этому и далее? Мы ведем переговоры уже 54 года», - сказал он, добавив, что вопрос о членстве Турции в ЕС может быть вынесен на общенациональный референдум. Эрдоган обратил внимание журналистов на пример Великобритании, покинувшей ЕС по итогам референдума, и Норвегии, которая отказалась от вступления в ЕС, хотя и входит в Шенгенскую зону.

При этом он констатировал, что одной из ключевых проблем является отношение к самой Турции в Европе. «Говоря об исламофобии, в Европе все стало очень серьезно. ЕС закрывает свои двери для Турции, а Турция не закрывает свои двери ни для кого», - сказал Эрдоган. По его словам, Анкара не отказывается от ведения переговоров с ЕС, хотя его лидеры и «держат Турцию в дверях». По мнению Эрдогана, вступление Турции в Евросоюз могло бы даже усилить эту структуру. «Одна или две страны не могут сохранить ЕС. Вам нужна такая страна, как Турция, страна, представляющая другую веру, - это сделало бы вас сильнее. Но страны - члены ЕС, похоже, не понимают этот факт», - подчеркнул он.

«Европейский союз в ближайшем будущем вообще никого не может принять: ни Турцию, ни другие страны. Это связано с центробежными процессами внутри объединения. К тому же на территории ЕС уже проживает достаточно большой сегмент турок», - заявил в беседе с электронным изданием «Политэксперт» президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. При этом эксперт отметил, что Евросоюз имеет в своем составе страны, которые никогда не позиционировали себя как христианские государства. Кроме того, по словам Абзалова, европейские страны всегда тесно общались с Хорватией и Албанией, которые имеют большой процент мусульманского населения.

Стоит напомнить, что переговоры о вступлении в ЕС Турция ведет с 2005 года, а соглашение об ассоциации между Анкарой и Брюсселем было подписано еще в далеком 1963 году. Однако в 2016 году, после попытки военного переворота в Турции, Европарламент принял резолюцию о приостановке переговоров о членстве Турции в ЕС. Этот документ, не носящий обязательного характера, стал, однако, знаковой реакцией европейских парламентариев на слишком жесткие, по их мнению, меры, принятые турецкими властями против сторонников смены власти.

Кроме того, после проведения 16 апреля конституционного референдума Эрдоган допустил возможность возвращения смертной казни в стране. Эту меру он также предлагает сегодня обсудить на всенародном голосовании. А ведь отмена смертной казни стала в свое время одним из конкретных результатов политики Турции, направленной на вступление в Евросоюз.

Депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) после референдума 16 апреля проголосовали за возобновление процедуры мониторинга ситуации в Турции. Они обеспокоены ситуацией с правами человека в республике, которая является членом Совета Европы с 1949 года, в частности, в связи с преследованием журналистов и продлением режима чрезвычайного положения, введенного после попытки государственного переворота в июле 2016 года. В ответ в турецком МИД заявили, что пересмотрят отношения с ПАСЕ. Еще до принятия ПАСЕ данного решения турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым в интервью Bloomberg призвал Брюссель окончательно определиться с тем, хочет ли Евросоюз видеть Турцию в качестве своего члена. Эрдоган в интервью Reuters отметил, что Анкара не приемлет это решение ПАСЕ, назвав его «совершенно политизированным».

«Референдум 16 апреля по поправкам в конституцию расколол Турцию надвое. Провинция, как известно, голосовала за назначение президента султаном и падишахом, крупные города были против. А намеченное всенародное голосование о вступлении в ЕС может еще больше обострить внутреннюю ситуацию», - считает обозреватель сайта К/НТ Валерий Усачев. - Противники Эрдогана скажут, что он закрыл им дорогу в Европу, сторонники, по всей вероятности, будут требовать крови. Причем крови противников султана и «примкнувших к ним» европейцев. Нельзя забывать и о крупных турецких диаспорах в Европе, которые очень возмущались действиями местных властей, что не допускали родных министров на доверительные беседы в виде митингов в страны проживания турок.

И если начнутся массовые беспорядки в той же Германии (а они начнутся, если число сторонников вступления в ЕС будет большим, нежели число противников присоединения Анкары к Брюсселю, а в бельгийской столице такой референдум не признают), то жесткие действия властей на подавление турецких выступлений сразу увеличат число сторонников Эрдогана в роли падишаха, что успокоит ситуацию в самой Турции, однако Европа получит серьезного врага».

«Эрдоган по-прежнему играет на своем внутреннем политическом поле: мол, Евросоюз - это недружелюбный партнер, который вмешивается во внутренние дела Турции, запрещая турецким министрам и другим политикам выступать в странах ЕС на национальных площадках, - говорит в беседе с РИА «Новости» заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. - При этом Эрдоган прекрасно понимает, что с Турцией в ЕС придется дальше считаться, так как эта страна - член НАТО, военные базы альянса расположены на территории Турции, она имеет прямое отношение к теме сирийского кризиса, к ситуации в Ираке, это тяжеловес, с которым так просто не обойтись».

#Турция #Эрдоган #ЕС

Комментарии