Главная городская газета

«Екатерина» как зеркало русской революции

  • 17.03.2017
  • Владимир Калашников
  • Рубрика Политика
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Политика

Молдавское перепутье

Президент Молдавии и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии подписали в апреле меморандум о сотрудничестве. Читать полностью

Преждевременные выборы

Британский премьер неожиданно для многих объявила о проведении досрочных выборов в парламент. Читать полностью

За особый вклад в развитие

Почетный знак «За особый вклад в развитие Санкт-Петербурга» вручен Владимиру Булавину Читать полностью

Петербург - Петроград - Инноград

Каждый год глава города предстает перед народными избранниками, чтобы рассказать о достижениях в деле развития северной столицы. В конце доклада представители каждой фракции Заксобрания могли задать по одному вопросу. Читать полностью

Целятся в «Хезболлу», но не только...

В Сирии Израиль реализует собственные задачи, стараясь не допустить усиления ракетного потенциала «Хезболлы», нанося удары по объектам, где хранятся принадлежащие этой группировке ракеты. Читать полностью

Атлантист против националистки

Французы устали от старого политбомонда и требуют свежей «политической крови». Читать полностью
«Екатерина» как зеркало русской революции |

Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему.

Array
(
    [ID] => 14603
    [~ID] => 14603
    [CODE] => ekaterina_kak_zerkalo_russkoy_revolyutsii
    [~CODE] => ekaterina_kak_zerkalo_russkoy_revolyutsii
    [XML_ID] => 14603
    [~XML_ID] => 14603
    [NAME] => «Екатерина» как зеркало русской революции
    [~NAME] => «Екатерина» как зеркало русской революции
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Основанный на реальных событиях телесериал может стать поводом для осмысления российской истории. 
    [~PREVIEW_TEXT] => Основанный на реальных событиях телесериал может стать поводом для осмысления российской истории. 
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 14852
            [TIMESTAMP_X] => 16.03.2017 20:19:45
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 66171
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/d9f
            [FILE_NAME] => 4ekaterina._vzlet.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 4Екатерина.-Взлет.jpg
            [DESCRIPTION] => 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 9b0ef5ba0a663933daa6e0e82466ec99
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/d9f/4ekaterina._vzlet.jpg
            [ALT] => «Екатерина» как зеркало русской революции
            [TITLE] => «Екатерина» как зеркало русской революции
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 14852
    [DETAIL_TEXT] => 

Салтычиха

Замысел авторов фильма «Екатерина» многозначен. С одной стороны, они хотели показать ряд сюжетов из истории России ХVIII века так, чтобы вызвать у зрителя чувство гордости за набиравшую силу страну, за успехи русского оружия. В этой связи отметим эпизод Чесменского боя, не придираясь к историческим деталям. Это была действительно блестящая победа русского флота над турками. Жаль, что таких сюжетов в фильме мало. С другой стороны, авторы хотели сделать «блокбастер», который можно было бы выгодно «прокатить» в России и за рубежом. Отсюда куча постельных сцен, адюльтеров и т. п. Чего стоит только фантастическая история поведения немецкой принцессы Вильгельмины (крещенной в Наталию Алексеевну), первой жены великого князя Павла. В то же время в фильме много правдивых эпизодов, отражавших реальную жизнь России, самой Екатерины II и ее двора. Именно эти эпизоды позволяют посмотреть на фильм как на художественное свидетельство, раскрывающее некоторые глубинные причины русской революции.

Первый такой эпизод связан с историей помещицы Салтыковой, виновной в изуверских издевательствах над крепостными. Обсуждая эту историю с советниками, Екатерина узнает, что издевательства со стороны помещиков были скорее правилом, чем исключением, и поднимать этот вопрос монарху опасно в силу родственных связей Салтыковой с другими влиятельными дворянскими семьями: «Москва и так недовольна». Авторы фильма ограничились только этим эпизодом и ни словом не обмолвились о восстании Пугачева, самом крупном казачье-крестьянском восстании в истории императорской России. Оно совсем не случайно произошло в царствование Екатерины. Ее Золотой век был золотым для дворян. Для крепостных это была эпоха самого жесткого насилия. Крепостной в буквальном смысле стал рабом, лишенным человеческих прав. Отношение немалой части российской «элиты» к простому народу, как к «быдлу», не исчезло с отменой крепостного права. Оно сохранилось надолго и стало одной из фундаментальных причин русской революции. Народ не хотел быть «быдлом» и в подходящий момент отплатил господам за многовековое насилие. В февральские дни 1917 г. это ярко проявилось на кораблях Балтфлота, где матросы убили около сотни морских офицеров. В действующей армии таких эксцессов не было. Почему? Потому, что уже в 1914-м, в первый год войны, солдаты тихо расправились с теми, кто унижал и раздавал зуботычины. И офицеры в окопах прекрасно понимали, что на войне ударить солдата уже нельзя, ибо можно не пережить очередную атаку. Большинство кораблей Балтфлота в боях не участвовало, и зуботычины на флоте процветали. В результате в феврале 1917-го одних командиров экипажи защищали, а других убивали. Часто ярость была слепой и падала на лично невиновного представителя офицерского корпуса. Многовековой раскол на «мы» и «они» стал и одной из главных причин кровавой Гражданской войны. Фильм показал его истоки.

Государыня

Актриса, сыгравшая Екатерину, внешне не похожа на свою героиню. Однако ее образ воссоздала неплохо. Но вот вопрос: а этот образ и поступки императрицы вызывают у зрителей симпатию? Думаю, что далеко не всегда и не у всех. Как, впрочем, и образ Елизаветы Петровны, раскрытый в ранних сериях. Вспомним, что Елизавета заточила в темницу законного императора младенца Ивана Антоновича и всю его семью (отца, мать, братьев и сестер). Екатерина действовала еще более жестко. Она, по сути, спровоцировала убийства Петра III и Ивана Антоновича, оправдав их государственными интересами, а на деле устранив законных носителей императорской власти.

А был ли Петр III таким уж сумасшедшим, каким его рисует историография со времен Екатерины? За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, ряд которых был призван покончить с самыми неприглядными сторонами русской жизни. В их числе: ликвидация Тайной канцелярии с ее пытками; указ о веротерпимости и равенстве всех религий в империи; о превращении монастырских крестьян в государственных и наделении их землей в вечное пользование; указ о вечной ссылке помещика за убийство крестьянина; запрет наказаний солдат и матросов батогами и кошками.

В отличие от распространенной легенды об изначальном нежелании Петра жить семейной жизнью с Екатериной именно она изменила мужу вскоре после вступления в брак. Затем всю жизнь меняла любовников. А как оценить решение Екатерины отнять родившегося внука Александра у его родителей? Вряд ли этот поступок вызвал симпатии у зрителей. А как оценить ее разрешение помещикам ссылать крепостных на каторжные работы «за дерзость» и раздачу своим фаворитам в крепостные почти миллиона государственных крестьян?

Русская история дала много примеров того, что бесконтрольная и неограниченная власть монарха дорого обходится подданным. Англия за сто лет до воцарения Екатерины вступила на путь конституционной монархии и именно на этом пути превратилась и в центр мировой науки, и в «мастерскую мира», и в крупнейшую империю. Анахронизм и ущербность бесконтрольной власти в России были вполне осознаны обществом к 1917 г., что и стало еще одной причиной русской революции. Она привела к стремительному падению монархии. Царя никто не защищал. Корни многих событий следует искать в прошлом. Показанное в фильме отношение Екатерины к законным наследникам престола помогает понять и расстрел царской семьи летом 1918 г. Большевики действовали в рамках вековой традиции: исходили из того, что любой законный наследник престола опасен для новой власти, особенно если ее легитимность не всеми признавалась. Любой член династии Романовых на каком-то этапе разгоравшейся Гражданской войны мог стать знаменем монархической контрреволюции. Это могло затянуть братоубийственный конфликт и добавить тысячи жертв. Цесаревич Алексей, сын Николая II, повторил судьбу Ивана Антоновича. В императорской России личность монарха никогда не была по-настоящему сакральной: слишком много дворцовых переворотов.

Монарх и церковь

Российское самодержавие всегда имело религиозную подкладку, опиралось на византийскую традицию. Ее русскую редакцию ярко изложил Иван Грозный: царь ответственен только перед Богом и больше ни перед кем. Ни перед церковью и уж, конечно, ни перед своим народом: «Мы, смиренный Иоанн, – царь и великий князь всея Руси по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Петр Великий открыто сделал церковь придатком государства, заменив патриарха Синодом, и распоряжался церковным имуществом так, как считал нужным: переливал колокола на пушки, заставлял монастыри строить корабли и т. п.

Екатерина так же относилась к иерархам церкви, как государь к подданным. Не очень стесняла себя заповедями, которые были установлены для правителей в православном обществе. В фильме эта тема в основном сведена к личной жизни: Елизавета и Екатерина открыто жили с мужчинами невенчанными, а потом тайно вступали в незаконный брак. В какой-то момент Екатерина провозгласила наследником внебрачного сына от Григория Орлова. Характерны сцены фильма, которые показывают, как смело, если не сказать больше, вел себя Орлов с церковными иерархами. В его поведении нет ни грана преклонения перед их авторитетом. Фактически он предложил иерархам сделку и получил согласие на венчание с Екатериной. Оно не состоялось не из-за позиции иерархов. Показателен предмет сделки. Речь шла об ограничении церковной политики Екатерины, которая закрыла две трети монастырей, проводила аресты оппозиционных епископов, забрала монастырские земли с 2-миллионным населением, хотя сразу после свержения Петра III на время отменила его указ о передаче монастырских земель в казну. Архиепископ Гавриил не зря бросил царице упрек в протестантских замашках. Это и понятно. Она воспитывалась в Германии в протестантской вере, а суть протестантизма – отрицание роли традиционной церкви и священников как необходимых посредников между Богом и верующими. М. Лютер учил, что только верой и только милостью бога (благодатью) спасется человек. И только в Писании, а не в поучениях иерархов содержится слово Божье.

Протестантизм трудно примирить с православием. И возникает вопрос: насколько искренне православными становились германские принцессы, воспитанные в детстве в лютеранском духе и так легко менявшие веру при выходе замуж? Как отражался этот акт смены веры на действительном отношении к церкви внутри царской семьи? Ведь он свидетельствовал о том, что жена монарха и мать наследника престола ставила политическую целесообразность выше религиозного чувства, а религия и церковь рассматривались просто как инструмент государственного управления. По сути, Екатерина действовала как протестант Генрих IV, который принял католичество, чтобы стать королем Франции, и заявил, по преданию, что «Париж стоит мессы».

Известны и близкие контакты Екатерины и Вольтера – того самого, который выразил свое отношение к церкви известной фразой: «Разрушьте здание обмана. Раздавите гадину».

Была ли Екатерина истинно православной государыней? Не все историки готовы дать положительный ответ. В свою очередь и иерархи церкви в фильме показаны небезгрешными. Они не только склоняли головы перед императрицей и ее фаворитами. Екатерина справедливо упрекала иерархов за то, что они не защищали крестьян от помещичьего произвола. В фильме есть и другие сюжеты, которые заставляют сделать вывод о том, что официальная идеология российского самодержавия, выраженная в уваровской триаде «православие, самодержавие и народность», плохо отражала действительность.

Эти наблюдения авторов фильма разрушают ту благостную картинку дореволюционной жизни, которую активно проповедуют некоторые круги в современной России, сочиняя сказки о «народной монархии», крестьянстве, процветавшем в лоне православной церкви, возглавляемой безгрешными иерархами. В рамках такой концепции действительные причины русской революции не просматриваются и никакого глубокого осмысления русской истории не происходит.


Ранее по теме:

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

[~DETAIL_TEXT] =>

Салтычиха

Замысел авторов фильма «Екатерина» многозначен. С одной стороны, они хотели показать ряд сюжетов из истории России ХVIII века так, чтобы вызвать у зрителя чувство гордости за набиравшую силу страну, за успехи русского оружия. В этой связи отметим эпизод Чесменского боя, не придираясь к историческим деталям. Это была действительно блестящая победа русского флота над турками. Жаль, что таких сюжетов в фильме мало. С другой стороны, авторы хотели сделать «блокбастер», который можно было бы выгодно «прокатить» в России и за рубежом. Отсюда куча постельных сцен, адюльтеров и т. п. Чего стоит только фантастическая история поведения немецкой принцессы Вильгельмины (крещенной в Наталию Алексеевну), первой жены великого князя Павла. В то же время в фильме много правдивых эпизодов, отражавших реальную жизнь России, самой Екатерины II и ее двора. Именно эти эпизоды позволяют посмотреть на фильм как на художественное свидетельство, раскрывающее некоторые глубинные причины русской революции.

Первый такой эпизод связан с историей помещицы Салтыковой, виновной в изуверских издевательствах над крепостными. Обсуждая эту историю с советниками, Екатерина узнает, что издевательства со стороны помещиков были скорее правилом, чем исключением, и поднимать этот вопрос монарху опасно в силу родственных связей Салтыковой с другими влиятельными дворянскими семьями: «Москва и так недовольна». Авторы фильма ограничились только этим эпизодом и ни словом не обмолвились о восстании Пугачева, самом крупном казачье-крестьянском восстании в истории императорской России. Оно совсем не случайно произошло в царствование Екатерины. Ее Золотой век был золотым для дворян. Для крепостных это была эпоха самого жесткого насилия. Крепостной в буквальном смысле стал рабом, лишенным человеческих прав. Отношение немалой части российской «элиты» к простому народу, как к «быдлу», не исчезло с отменой крепостного права. Оно сохранилось надолго и стало одной из фундаментальных причин русской революции. Народ не хотел быть «быдлом» и в подходящий момент отплатил господам за многовековое насилие. В февральские дни 1917 г. это ярко проявилось на кораблях Балтфлота, где матросы убили около сотни морских офицеров. В действующей армии таких эксцессов не было. Почему? Потому, что уже в 1914-м, в первый год войны, солдаты тихо расправились с теми, кто унижал и раздавал зуботычины. И офицеры в окопах прекрасно понимали, что на войне ударить солдата уже нельзя, ибо можно не пережить очередную атаку. Большинство кораблей Балтфлота в боях не участвовало, и зуботычины на флоте процветали. В результате в феврале 1917-го одних командиров экипажи защищали, а других убивали. Часто ярость была слепой и падала на лично невиновного представителя офицерского корпуса. Многовековой раскол на «мы» и «они» стал и одной из главных причин кровавой Гражданской войны. Фильм показал его истоки.

Государыня

Актриса, сыгравшая Екатерину, внешне не похожа на свою героиню. Однако ее образ воссоздала неплохо. Но вот вопрос: а этот образ и поступки императрицы вызывают у зрителей симпатию? Думаю, что далеко не всегда и не у всех. Как, впрочем, и образ Елизаветы Петровны, раскрытый в ранних сериях. Вспомним, что Елизавета заточила в темницу законного императора младенца Ивана Антоновича и всю его семью (отца, мать, братьев и сестер). Екатерина действовала еще более жестко. Она, по сути, спровоцировала убийства Петра III и Ивана Антоновича, оправдав их государственными интересами, а на деле устранив законных носителей императорской власти.

А был ли Петр III таким уж сумасшедшим, каким его рисует историография со времен Екатерины? За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, ряд которых был призван покончить с самыми неприглядными сторонами русской жизни. В их числе: ликвидация Тайной канцелярии с ее пытками; указ о веротерпимости и равенстве всех религий в империи; о превращении монастырских крестьян в государственных и наделении их землей в вечное пользование; указ о вечной ссылке помещика за убийство крестьянина; запрет наказаний солдат и матросов батогами и кошками.

В отличие от распространенной легенды об изначальном нежелании Петра жить семейной жизнью с Екатериной именно она изменила мужу вскоре после вступления в брак. Затем всю жизнь меняла любовников. А как оценить решение Екатерины отнять родившегося внука Александра у его родителей? Вряд ли этот поступок вызвал симпатии у зрителей. А как оценить ее разрешение помещикам ссылать крепостных на каторжные работы «за дерзость» и раздачу своим фаворитам в крепостные почти миллиона государственных крестьян?

Русская история дала много примеров того, что бесконтрольная и неограниченная власть монарха дорого обходится подданным. Англия за сто лет до воцарения Екатерины вступила на путь конституционной монархии и именно на этом пути превратилась и в центр мировой науки, и в «мастерскую мира», и в крупнейшую империю. Анахронизм и ущербность бесконтрольной власти в России были вполне осознаны обществом к 1917 г., что и стало еще одной причиной русской революции. Она привела к стремительному падению монархии. Царя никто не защищал. Корни многих событий следует искать в прошлом. Показанное в фильме отношение Екатерины к законным наследникам престола помогает понять и расстрел царской семьи летом 1918 г. Большевики действовали в рамках вековой традиции: исходили из того, что любой законный наследник престола опасен для новой власти, особенно если ее легитимность не всеми признавалась. Любой член династии Романовых на каком-то этапе разгоравшейся Гражданской войны мог стать знаменем монархической контрреволюции. Это могло затянуть братоубийственный конфликт и добавить тысячи жертв. Цесаревич Алексей, сын Николая II, повторил судьбу Ивана Антоновича. В императорской России личность монарха никогда не была по-настоящему сакральной: слишком много дворцовых переворотов.

Монарх и церковь

Российское самодержавие всегда имело религиозную подкладку, опиралось на византийскую традицию. Ее русскую редакцию ярко изложил Иван Грозный: царь ответственен только перед Богом и больше ни перед кем. Ни перед церковью и уж, конечно, ни перед своим народом: «Мы, смиренный Иоанн, – царь и великий князь всея Руси по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Петр Великий открыто сделал церковь придатком государства, заменив патриарха Синодом, и распоряжался церковным имуществом так, как считал нужным: переливал колокола на пушки, заставлял монастыри строить корабли и т. п.

Екатерина так же относилась к иерархам церкви, как государь к подданным. Не очень стесняла себя заповедями, которые были установлены для правителей в православном обществе. В фильме эта тема в основном сведена к личной жизни: Елизавета и Екатерина открыто жили с мужчинами невенчанными, а потом тайно вступали в незаконный брак. В какой-то момент Екатерина провозгласила наследником внебрачного сына от Григория Орлова. Характерны сцены фильма, которые показывают, как смело, если не сказать больше, вел себя Орлов с церковными иерархами. В его поведении нет ни грана преклонения перед их авторитетом. Фактически он предложил иерархам сделку и получил согласие на венчание с Екатериной. Оно не состоялось не из-за позиции иерархов. Показателен предмет сделки. Речь шла об ограничении церковной политики Екатерины, которая закрыла две трети монастырей, проводила аресты оппозиционных епископов, забрала монастырские земли с 2-миллионным населением, хотя сразу после свержения Петра III на время отменила его указ о передаче монастырских земель в казну. Архиепископ Гавриил не зря бросил царице упрек в протестантских замашках. Это и понятно. Она воспитывалась в Германии в протестантской вере, а суть протестантизма – отрицание роли традиционной церкви и священников как необходимых посредников между Богом и верующими. М. Лютер учил, что только верой и только милостью бога (благодатью) спасется человек. И только в Писании, а не в поучениях иерархов содержится слово Божье.

Протестантизм трудно примирить с православием. И возникает вопрос: насколько искренне православными становились германские принцессы, воспитанные в детстве в лютеранском духе и так легко менявшие веру при выходе замуж? Как отражался этот акт смены веры на действительном отношении к церкви внутри царской семьи? Ведь он свидетельствовал о том, что жена монарха и мать наследника престола ставила политическую целесообразность выше религиозного чувства, а религия и церковь рассматривались просто как инструмент государственного управления. По сути, Екатерина действовала как протестант Генрих IV, который принял католичество, чтобы стать королем Франции, и заявил, по преданию, что «Париж стоит мессы».

Известны и близкие контакты Екатерины и Вольтера – того самого, который выразил свое отношение к церкви известной фразой: «Разрушьте здание обмана. Раздавите гадину».

Была ли Екатерина истинно православной государыней? Не все историки готовы дать положительный ответ. В свою очередь и иерархи церкви в фильме показаны небезгрешными. Они не только склоняли головы перед императрицей и ее фаворитами. Екатерина справедливо упрекала иерархов за то, что они не защищали крестьян от помещичьего произвола. В фильме есть и другие сюжеты, которые заставляют сделать вывод о том, что официальная идеология российского самодержавия, выраженная в уваровской триаде «православие, самодержавие и народность», плохо отражала действительность.

Эти наблюдения авторов фильма разрушают ту благостную картинку дореволюционной жизни, которую активно проповедуют некоторые круги в современной России, сочиняя сказки о «народной монархии», крестьянстве, процветавшем в лоне православной церкви, возглавляемой безгрешными иерархами. В рамках такой концепции действительные причины русской революции не просматриваются и никакого глубокого осмысления русской истории не происходит.


Ранее по теме:

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/d9f/4ekaterina._vzlet.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 07:41:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 07:41:00 [ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 07:41:00 [~ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 07:41:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 1014 [~SHOW_COUNTER] => 1014 [SHOW_COUNTER_START] => 17.03.2017 08:15:19 [~SHOW_COUNTER_START] => 17.03.2017 08:15:19 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 16.03.2017 20:19:45 [~DATE_CREATE] => 16.03.2017 20:19:45 [CREATED_BY] => 2048 [~CREATED_BY] => 2048 [CREATED_USER_NAME] => (olga.nilova@inbox.ru) Ольга Нилова [~CREATED_USER_NAME] => (olga.nilova@inbox.ru) Ольга Нилова [TIMESTAMP_X] => 27.04.2017 23:59:02 [~TIMESTAMP_X] => 27.04.2017 23:59:02 [MODIFIED_BY] => 2048 [~MODIFIED_BY] => 2048 [USER_NAME] => (olga.nilova@inbox.ru) Ольга Нилова [~USER_NAME] => (olga.nilova@inbox.ru) Ольга Нилова [IBLOCK_SECTION_ID] => 109 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 109 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/politika/ekaterina_kak_zerkalo_russkoy_revolyutsii/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/politika/ekaterina_kak_zerkalo_russkoy_revolyutsii/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 14603 [~EXTERNAL_ID] => 14603 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => «Екатерина» как зеркало русской революции, Политика, , Владимир КАЛАШНИКОВ [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Основанный на реальных событиях телесериал может стать поводом для осмысления российской истории. [SECTION_META_TITLE] => «Екатерина» как зеркало русской революции [SECTION_META_KEYWORDS] => «Екатерина» как зеркало русской революции [SECTION_PAGE_TITLE] => «Екатерина» как зеркало русской революции [ELEMENT_META_TITLE] => «Екатерина» как зеркало русской революции ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 14603 [CODE] => ekaterina_kak_zerkalo_russkoy_revolyutsii [XML_ID] => 14603 [NAME] => «Екатерина» как зеркало русской революции [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Основанный на реальных событиях телесериал может стать поводом для осмысления российской истории. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 14852 [TIMESTAMP_X] => 16.03.2017 20:19:45 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 66171 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/d9f [FILE_NAME] => 4ekaterina._vzlet.jpg [ORIGINAL_NAME] => 4Екатерина.-Взлет.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 9b0ef5ba0a663933daa6e0e82466ec99 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/d9f/4ekaterina._vzlet.jpg [ALT] => «Екатерина» как зеркало русской революции [TITLE] => «Екатерина» как зеркало русской революции ) [DETAIL_TEXT] =>

Салтычиха

Замысел авторов фильма «Екатерина» многозначен. С одной стороны, они хотели показать ряд сюжетов из истории России ХVIII века так, чтобы вызвать у зрителя чувство гордости за набиравшую силу страну, за успехи русского оружия. В этой связи отметим эпизод Чесменского боя, не придираясь к историческим деталям. Это была действительно блестящая победа русского флота над турками. Жаль, что таких сюжетов в фильме мало. С другой стороны, авторы хотели сделать «блокбастер», который можно было бы выгодно «прокатить» в России и за рубежом. Отсюда куча постельных сцен, адюльтеров и т. п. Чего стоит только фантастическая история поведения немецкой принцессы Вильгельмины (крещенной в Наталию Алексеевну), первой жены великого князя Павла. В то же время в фильме много правдивых эпизодов, отражавших реальную жизнь России, самой Екатерины II и ее двора. Именно эти эпизоды позволяют посмотреть на фильм как на художественное свидетельство, раскрывающее некоторые глубинные причины русской революции.

Первый такой эпизод связан с историей помещицы Салтыковой, виновной в изуверских издевательствах над крепостными. Обсуждая эту историю с советниками, Екатерина узнает, что издевательства со стороны помещиков были скорее правилом, чем исключением, и поднимать этот вопрос монарху опасно в силу родственных связей Салтыковой с другими влиятельными дворянскими семьями: «Москва и так недовольна». Авторы фильма ограничились только этим эпизодом и ни словом не обмолвились о восстании Пугачева, самом крупном казачье-крестьянском восстании в истории императорской России. Оно совсем не случайно произошло в царствование Екатерины. Ее Золотой век был золотым для дворян. Для крепостных это была эпоха самого жесткого насилия. Крепостной в буквальном смысле стал рабом, лишенным человеческих прав. Отношение немалой части российской «элиты» к простому народу, как к «быдлу», не исчезло с отменой крепостного права. Оно сохранилось надолго и стало одной из фундаментальных причин русской революции. Народ не хотел быть «быдлом» и в подходящий момент отплатил господам за многовековое насилие. В февральские дни 1917 г. это ярко проявилось на кораблях Балтфлота, где матросы убили около сотни морских офицеров. В действующей армии таких эксцессов не было. Почему? Потому, что уже в 1914-м, в первый год войны, солдаты тихо расправились с теми, кто унижал и раздавал зуботычины. И офицеры в окопах прекрасно понимали, что на войне ударить солдата уже нельзя, ибо можно не пережить очередную атаку. Большинство кораблей Балтфлота в боях не участвовало, и зуботычины на флоте процветали. В результате в феврале 1917-го одних командиров экипажи защищали, а других убивали. Часто ярость была слепой и падала на лично невиновного представителя офицерского корпуса. Многовековой раскол на «мы» и «они» стал и одной из главных причин кровавой Гражданской войны. Фильм показал его истоки.

Государыня

Актриса, сыгравшая Екатерину, внешне не похожа на свою героиню. Однако ее образ воссоздала неплохо. Но вот вопрос: а этот образ и поступки императрицы вызывают у зрителей симпатию? Думаю, что далеко не всегда и не у всех. Как, впрочем, и образ Елизаветы Петровны, раскрытый в ранних сериях. Вспомним, что Елизавета заточила в темницу законного императора младенца Ивана Антоновича и всю его семью (отца, мать, братьев и сестер). Екатерина действовала еще более жестко. Она, по сути, спровоцировала убийства Петра III и Ивана Антоновича, оправдав их государственными интересами, а на деле устранив законных носителей императорской власти.

А был ли Петр III таким уж сумасшедшим, каким его рисует историография со времен Екатерины? За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, ряд которых был призван покончить с самыми неприглядными сторонами русской жизни. В их числе: ликвидация Тайной канцелярии с ее пытками; указ о веротерпимости и равенстве всех религий в империи; о превращении монастырских крестьян в государственных и наделении их землей в вечное пользование; указ о вечной ссылке помещика за убийство крестьянина; запрет наказаний солдат и матросов батогами и кошками.

В отличие от распространенной легенды об изначальном нежелании Петра жить семейной жизнью с Екатериной именно она изменила мужу вскоре после вступления в брак. Затем всю жизнь меняла любовников. А как оценить решение Екатерины отнять родившегося внука Александра у его родителей? Вряд ли этот поступок вызвал симпатии у зрителей. А как оценить ее разрешение помещикам ссылать крепостных на каторжные работы «за дерзость» и раздачу своим фаворитам в крепостные почти миллиона государственных крестьян?

Русская история дала много примеров того, что бесконтрольная и неограниченная власть монарха дорого обходится подданным. Англия за сто лет до воцарения Екатерины вступила на путь конституционной монархии и именно на этом пути превратилась и в центр мировой науки, и в «мастерскую мира», и в крупнейшую империю. Анахронизм и ущербность бесконтрольной власти в России были вполне осознаны обществом к 1917 г., что и стало еще одной причиной русской революции. Она привела к стремительному падению монархии. Царя никто не защищал. Корни многих событий следует искать в прошлом. Показанное в фильме отношение Екатерины к законным наследникам престола помогает понять и расстрел царской семьи летом 1918 г. Большевики действовали в рамках вековой традиции: исходили из того, что любой законный наследник престола опасен для новой власти, особенно если ее легитимность не всеми признавалась. Любой член династии Романовых на каком-то этапе разгоравшейся Гражданской войны мог стать знаменем монархической контрреволюции. Это могло затянуть братоубийственный конфликт и добавить тысячи жертв. Цесаревич Алексей, сын Николая II, повторил судьбу Ивана Антоновича. В императорской России личность монарха никогда не была по-настоящему сакральной: слишком много дворцовых переворотов.

Монарх и церковь

Российское самодержавие всегда имело религиозную подкладку, опиралось на византийскую традицию. Ее русскую редакцию ярко изложил Иван Грозный: царь ответственен только перед Богом и больше ни перед кем. Ни перед церковью и уж, конечно, ни перед своим народом: «Мы, смиренный Иоанн, – царь и великий князь всея Руси по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Петр Великий открыто сделал церковь придатком государства, заменив патриарха Синодом, и распоряжался церковным имуществом так, как считал нужным: переливал колокола на пушки, заставлял монастыри строить корабли и т. п.

Екатерина так же относилась к иерархам церкви, как государь к подданным. Не очень стесняла себя заповедями, которые были установлены для правителей в православном обществе. В фильме эта тема в основном сведена к личной жизни: Елизавета и Екатерина открыто жили с мужчинами невенчанными, а потом тайно вступали в незаконный брак. В какой-то момент Екатерина провозгласила наследником внебрачного сына от Григория Орлова. Характерны сцены фильма, которые показывают, как смело, если не сказать больше, вел себя Орлов с церковными иерархами. В его поведении нет ни грана преклонения перед их авторитетом. Фактически он предложил иерархам сделку и получил согласие на венчание с Екатериной. Оно не состоялось не из-за позиции иерархов. Показателен предмет сделки. Речь шла об ограничении церковной политики Екатерины, которая закрыла две трети монастырей, проводила аресты оппозиционных епископов, забрала монастырские земли с 2-миллионным населением, хотя сразу после свержения Петра III на время отменила его указ о передаче монастырских земель в казну. Архиепископ Гавриил не зря бросил царице упрек в протестантских замашках. Это и понятно. Она воспитывалась в Германии в протестантской вере, а суть протестантизма – отрицание роли традиционной церкви и священников как необходимых посредников между Богом и верующими. М. Лютер учил, что только верой и только милостью бога (благодатью) спасется человек. И только в Писании, а не в поучениях иерархов содержится слово Божье.

Протестантизм трудно примирить с православием. И возникает вопрос: насколько искренне православными становились германские принцессы, воспитанные в детстве в лютеранском духе и так легко менявшие веру при выходе замуж? Как отражался этот акт смены веры на действительном отношении к церкви внутри царской семьи? Ведь он свидетельствовал о том, что жена монарха и мать наследника престола ставила политическую целесообразность выше религиозного чувства, а религия и церковь рассматривались просто как инструмент государственного управления. По сути, Екатерина действовала как протестант Генрих IV, который принял католичество, чтобы стать королем Франции, и заявил, по преданию, что «Париж стоит мессы».

Известны и близкие контакты Екатерины и Вольтера – того самого, который выразил свое отношение к церкви известной фразой: «Разрушьте здание обмана. Раздавите гадину».

Была ли Екатерина истинно православной государыней? Не все историки готовы дать положительный ответ. В свою очередь и иерархи церкви в фильме показаны небезгрешными. Они не только склоняли головы перед императрицей и ее фаворитами. Екатерина справедливо упрекала иерархов за то, что они не защищали крестьян от помещичьего произвола. В фильме есть и другие сюжеты, которые заставляют сделать вывод о том, что официальная идеология российского самодержавия, выраженная в уваровской триаде «православие, самодержавие и народность», плохо отражала действительность.

Эти наблюдения авторов фильма разрушают ту благостную картинку дореволюционной жизни, которую активно проповедуют некоторые круги в современной России, сочиняя сказки о «народной монархии», крестьянстве, процветавшем в лоне православной церкви, возглавляемой безгрешными иерархами. В рамках такой концепции действительные причины русской революции не просматриваются и никакого глубокого осмысления русской истории не происходит.


Ранее по теме:

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 07:41:00 [ACTIVE_FROM] => 17.03.2017 07:41:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 1014 [SHOW_COUNTER_START] => 17.03.2017 08:15:19 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 16.03.2017 20:19:45 [CREATED_BY] => 2048 [CREATED_USER_NAME] => (olga.nilova@inbox.ru) Ольга Нилова [TIMESTAMP_X] => 27.04.2017 23:59:02 [MODIFIED_BY] => 2048 [USER_NAME] => (olga.nilova@inbox.ru) Ольга Нилова ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124301 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Заметки о телесериале в год 100-летия падения монархии [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Заметки о телесериале в год 100-летия падения монархии [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124302 [VALUE] => Владимир КАЛАШНИКОВ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Владимир КАЛАШНИКОВ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124303 [VALUE] => Array ( [TEXT] => <b><i>Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему. </i></b> [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124667 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124668 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124669 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124506 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124303 [VALUE] => Array ( [TEXT] => <b><i>Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему. </i></b> [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему. ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124302 [VALUE] => Владимир КАЛАШНИКОВ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Владимир КАЛАШНИКОВ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Владимир КАЛАШНИКОВ ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124667 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124669 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Y ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124506 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124301 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Заметки о телесериале в год 100-летия падения монархии [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Заметки о телесериале в год 100-летия падения монархии [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Заметки о телесериале в год 100-летия падения монархии ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 124668 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 109 [~ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 15:25:14 [~TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 15:25:14 [MODIFIED_BY] => 21 [~MODIFIED_BY] => 21 [DATE_CREATE] => 2014-11-18 15:25:14 [~DATE_CREATE] => 2014-11-18 15:25:14 [CREATED_BY] => 21 [~CREATED_BY] => 21 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Политика [~NAME] => Политика [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 25 [~LEFT_MARGIN] => 25 [RIGHT_MARGIN] => 26 [~RIGHT_MARGIN] => 26 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ПОЛИТИКА [~SEARCHABLE_CONTENT] => ПОЛИТИКА [CODE] => politika [~CODE] => politika [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/politika/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/politika/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Политика, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Политика [SECTION_META_KEYWORDS] => Политика [SECTION_PAGE_TITLE] => Политика [ELEMENT_META_TITLE] => Политика ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/politika/ )

Салтычиха

Замысел авторов фильма «Екатерина» многозначен. С одной стороны, они хотели показать ряд сюжетов из истории России ХVIII века так, чтобы вызвать у зрителя чувство гордости за набиравшую силу страну, за успехи русского оружия. В этой связи отметим эпизод Чесменского боя, не придираясь к историческим деталям. Это была действительно блестящая победа русского флота над турками. Жаль, что таких сюжетов в фильме мало. С другой стороны, авторы хотели сделать «блокбастер», который можно было бы выгодно «прокатить» в России и за рубежом. Отсюда куча постельных сцен, адюльтеров и т. п. Чего стоит только фантастическая история поведения немецкой принцессы Вильгельмины (крещенной в Наталию Алексеевну), первой жены великого князя Павла. В то же время в фильме много правдивых эпизодов, отражавших реальную жизнь России, самой Екатерины II и ее двора. Именно эти эпизоды позволяют посмотреть на фильм как на художественное свидетельство, раскрывающее некоторые глубинные причины русской революции.

Первый такой эпизод связан с историей помещицы Салтыковой, виновной в изуверских издевательствах над крепостными. Обсуждая эту историю с советниками, Екатерина узнает, что издевательства со стороны помещиков были скорее правилом, чем исключением, и поднимать этот вопрос монарху опасно в силу родственных связей Салтыковой с другими влиятельными дворянскими семьями: «Москва и так недовольна». Авторы фильма ограничились только этим эпизодом и ни словом не обмолвились о восстании Пугачева, самом крупном казачье-крестьянском восстании в истории императорской России. Оно совсем не случайно произошло в царствование Екатерины. Ее Золотой век был золотым для дворян. Для крепостных это была эпоха самого жесткого насилия. Крепостной в буквальном смысле стал рабом, лишенным человеческих прав. Отношение немалой части российской «элиты» к простому народу, как к «быдлу», не исчезло с отменой крепостного права. Оно сохранилось надолго и стало одной из фундаментальных причин русской революции. Народ не хотел быть «быдлом» и в подходящий момент отплатил господам за многовековое насилие. В февральские дни 1917 г. это ярко проявилось на кораблях Балтфлота, где матросы убили около сотни морских офицеров. В действующей армии таких эксцессов не было. Почему? Потому, что уже в 1914-м, в первый год войны, солдаты тихо расправились с теми, кто унижал и раздавал зуботычины. И офицеры в окопах прекрасно понимали, что на войне ударить солдата уже нельзя, ибо можно не пережить очередную атаку. Большинство кораблей Балтфлота в боях не участвовало, и зуботычины на флоте процветали. В результате в феврале 1917-го одних командиров экипажи защищали, а других убивали. Часто ярость была слепой и падала на лично невиновного представителя офицерского корпуса. Многовековой раскол на «мы» и «они» стал и одной из главных причин кровавой Гражданской войны. Фильм показал его истоки.

Государыня

Актриса, сыгравшая Екатерину, внешне не похожа на свою героиню. Однако ее образ воссоздала неплохо. Но вот вопрос: а этот образ и поступки императрицы вызывают у зрителей симпатию? Думаю, что далеко не всегда и не у всех. Как, впрочем, и образ Елизаветы Петровны, раскрытый в ранних сериях. Вспомним, что Елизавета заточила в темницу законного императора младенца Ивана Антоновича и всю его семью (отца, мать, братьев и сестер). Екатерина действовала еще более жестко. Она, по сути, спровоцировала убийства Петра III и Ивана Антоновича, оправдав их государственными интересами, а на деле устранив законных носителей императорской власти.

А был ли Петр III таким уж сумасшедшим, каким его рисует историография со времен Екатерины? За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, ряд которых был призван покончить с самыми неприглядными сторонами русской жизни. В их числе: ликвидация Тайной канцелярии с ее пытками; указ о веротерпимости и равенстве всех религий в империи; о превращении монастырских крестьян в государственных и наделении их землей в вечное пользование; указ о вечной ссылке помещика за убийство крестьянина; запрет наказаний солдат и матросов батогами и кошками.

В отличие от распространенной легенды об изначальном нежелании Петра жить семейной жизнью с Екатериной именно она изменила мужу вскоре после вступления в брак. Затем всю жизнь меняла любовников. А как оценить решение Екатерины отнять родившегося внука Александра у его родителей? Вряд ли этот поступок вызвал симпатии у зрителей. А как оценить ее разрешение помещикам ссылать крепостных на каторжные работы «за дерзость» и раздачу своим фаворитам в крепостные почти миллиона государственных крестьян?

Русская история дала много примеров того, что бесконтрольная и неограниченная власть монарха дорого обходится подданным. Англия за сто лет до воцарения Екатерины вступила на путь конституционной монархии и именно на этом пути превратилась и в центр мировой науки, и в «мастерскую мира», и в крупнейшую империю. Анахронизм и ущербность бесконтрольной власти в России были вполне осознаны обществом к 1917 г., что и стало еще одной причиной русской революции. Она привела к стремительному падению монархии. Царя никто не защищал. Корни многих событий следует искать в прошлом. Показанное в фильме отношение Екатерины к законным наследникам престола помогает понять и расстрел царской семьи летом 1918 г. Большевики действовали в рамках вековой традиции: исходили из того, что любой законный наследник престола опасен для новой власти, особенно если ее легитимность не всеми признавалась. Любой член династии Романовых на каком-то этапе разгоравшейся Гражданской войны мог стать знаменем монархической контрреволюции. Это могло затянуть братоубийственный конфликт и добавить тысячи жертв. Цесаревич Алексей, сын Николая II, повторил судьбу Ивана Антоновича. В императорской России личность монарха никогда не была по-настоящему сакральной: слишком много дворцовых переворотов.

Монарх и церковь

Российское самодержавие всегда имело религиозную подкладку, опиралось на византийскую традицию. Ее русскую редакцию ярко изложил Иван Грозный: царь ответственен только перед Богом и больше ни перед кем. Ни перед церковью и уж, конечно, ни перед своим народом: «Мы, смиренный Иоанн, – царь и великий князь всея Руси по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Петр Великий открыто сделал церковь придатком государства, заменив патриарха Синодом, и распоряжался церковным имуществом так, как считал нужным: переливал колокола на пушки, заставлял монастыри строить корабли и т. п.

Екатерина так же относилась к иерархам церкви, как государь к подданным. Не очень стесняла себя заповедями, которые были установлены для правителей в православном обществе. В фильме эта тема в основном сведена к личной жизни: Елизавета и Екатерина открыто жили с мужчинами невенчанными, а потом тайно вступали в незаконный брак. В какой-то момент Екатерина провозгласила наследником внебрачного сына от Григория Орлова. Характерны сцены фильма, которые показывают, как смело, если не сказать больше, вел себя Орлов с церковными иерархами. В его поведении нет ни грана преклонения перед их авторитетом. Фактически он предложил иерархам сделку и получил согласие на венчание с Екатериной. Оно не состоялось не из-за позиции иерархов. Показателен предмет сделки. Речь шла об ограничении церковной политики Екатерины, которая закрыла две трети монастырей, проводила аресты оппозиционных епископов, забрала монастырские земли с 2-миллионным населением, хотя сразу после свержения Петра III на время отменила его указ о передаче монастырских земель в казну. Архиепископ Гавриил не зря бросил царице упрек в протестантских замашках. Это и понятно. Она воспитывалась в Германии в протестантской вере, а суть протестантизма – отрицание роли традиционной церкви и священников как необходимых посредников между Богом и верующими. М. Лютер учил, что только верой и только милостью бога (благодатью) спасется человек. И только в Писании, а не в поучениях иерархов содержится слово Божье.

Протестантизм трудно примирить с православием. И возникает вопрос: насколько искренне православными становились германские принцессы, воспитанные в детстве в лютеранском духе и так легко менявшие веру при выходе замуж? Как отражался этот акт смены веры на действительном отношении к церкви внутри царской семьи? Ведь он свидетельствовал о том, что жена монарха и мать наследника престола ставила политическую целесообразность выше религиозного чувства, а религия и церковь рассматривались просто как инструмент государственного управления. По сути, Екатерина действовала как протестант Генрих IV, который принял католичество, чтобы стать королем Франции, и заявил, по преданию, что «Париж стоит мессы».

Известны и близкие контакты Екатерины и Вольтера – того самого, который выразил свое отношение к церкви известной фразой: «Разрушьте здание обмана. Раздавите гадину».

Была ли Екатерина истинно православной государыней? Не все историки готовы дать положительный ответ. В свою очередь и иерархи церкви в фильме показаны небезгрешными. Они не только склоняли головы перед императрицей и ее фаворитами. Екатерина справедливо упрекала иерархов за то, что они не защищали крестьян от помещичьего произвола. В фильме есть и другие сюжеты, которые заставляют сделать вывод о том, что официальная идеология российского самодержавия, выраженная в уваровской триаде «православие, самодержавие и народность», плохо отражала действительность.

Эти наблюдения авторов фильма разрушают ту благостную картинку дореволюционной жизни, которую активно проповедуют некоторые круги в современной России, сочиняя сказки о «народной монархии», крестьянстве, процветавшем в лоне православной церкви, возглавляемой безгрешными иерархами. В рамках такой концепции действительные причины русской революции не просматриваются и никакого глубокого осмысления русской истории не происходит.


Ранее по теме:

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook