Главная городская газета

Двадцать лет парламентской страды

631
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Политика

В Армении проиграли все

«Проявления политической турбулентности по периметру наших границ вызывают обеспокоенность и вынуждают крайне внимательно отслеживать ситуацию, анализировать ее», – заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Читать полностью

Африканский вариант югославского сценария

Согласно правительственным данным, в результате последних столкновений в Джубе были убиты не менее 272 человек, в том числе 33 гражданских лица. Погибли два миротворца ООН, несколько миротворцев ранены. Читать полностью

На любой вкус и кошелек

Завершая свой майский визит в Грецию, президент России Владимир Путин назвал одной из ключевых тем переговоров – развитие туризма. Читать полностью
Двадцать лет парламентской страды | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

14 декабря 1994 года состоялось первое в истории северной столицы заседание петербургского парламента новой формации: на смену разогнанному почти за год до этого Петросовету пришло Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Оно было сформировано из депутатов, избранных по 50 одномандатным округам, на которые был разделен весь наш мегаполис.

Хорошо помню тот далекий зимний день, когда мой коллега Владимир Гольман по праву старейшего по возрасту парламентария открыл первую нашу «пленарку». Он, кстати, делал это еще три созыва подряд – в 1999, 2003 и 2007 годах. Помню наши жаркие споры по поводу названия нового органа представительной власти: Городское собрание, Городская дума или даже Сенат Санкт-Петербурга... В конце концов большинством проголосовали за Законодательное собрание, которое чуть позже трансформировалось в удобную для простоты упоминания аббревиатуру «ЗакС».

Если задаться сегодня вопросом о главном результате деятельности петербургского парламента за минувшие два десятка лет, то ответ на него я сформулировал бы так: в итоге напряженной депутатской страды создано правовое поле жизнедеятельности Петербурга. Сегодня в пятом по счету депутатском созыве идет, по сути, уже только совершенствование этого масштабного законодательного базиса в соответствии с динамикой экономического, политического, гуманитарного развития страны и города.

Законотворческие текущие корректировки не исключают, однако, необходимости разработки и принятия абсолютно новых законодательных актов, что опять-таки диктуется конкретной политической и социально-экономической ситуацией в городе, в России и в мире.

Один характерный пример: самый первый городской закон о налоговых льготах был принят нами и подписан тогдашним мэром города Анатолием Собчаком летом 1995 года в условиях тяжелого экономического кризиса, поразившего всю страну. Этот закон достаточно эффективно работал, наполняя доходную часть бюджета города, и неоднократно корректировался в зависимости от меняющегося инвестиционного климата в России. И вот совсем недавно ЗакС поддержал в трех чтениях законодательную инициативу губернатора Георгия Полтавченко, принципиально меняющую некоторые подходы в городской налоговой политике с целью стимулировать серьезных инвесторов.

Этот очередной налоговый маневр предпринят в нынешней весьма не простой макроэкономической обстановке: город, вводя новые льготы по ряду налогов, сознательно идет на неизбежные сиюминутные потери доходов ради дальнейшего развития экономики, создания новых рабочих мест, что в итоге должно окупиться гораздо более весомым пополнением бюджета.

Три года шла в первом депутатском созыве острая политическая борьба вокруг проекта Устава Санкт-Петербурга – городской конституции, четко разделившей полномочия ветвей власти города, закрепившей порядок их формирования и т. д. Устав мы приняли требуемым квалифицированным большинством голосов 14 января 1998 года. А уже во втором созыве ЗакСа был создан Уставный суд города, призванный проверять на соответствие Уставу любой городской закон или иной нормативный акт.

Важным этапом работы городского парламента стало принятие закона о целевых программах Санкт-Петербурга – комплексов в основном среднесрочных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни горожан. Особенно много таких программ было разработано и принято нами во втором созыве с целью посильно помочь петербуржцам преодолеть последствия дефолта 1998 года и последующего экономического кризиса. Эти программы касались поддержки детей-инвалидов, профилактики ряда опасных заболеваний, создания специальных жилых домов для одиноких пожилых горожан, социальной защиты семьи и т. д. Именно тогда родилась одна из ключевых жилищных программ «Молодежи – доступное жилье», которая неоднократно продлевалась, подпитываясь по мере возможности дополнительным бюджетным финансированием. Благодаря этой действующей до сих пор программе многие петербургские молодые семьи сумели улучшить свои жилищные условия.

В соответствии с новыми требованиями Бюджетного кодекса РФ, городской бюджет должен верстаться в значительной степени на основе целевых программ. Правда, теперь эти программы впрямую минуют ЗакС, формируясь полностью в недрах исполнительной власти и утверждаясь постановлениями городского правительства. Депутаты могут каким-то образом опосредованно включиться в этот процесс лишь в ходе летних так называемых нулевых чтений бюджетного проекта. Но у истоков программно-целевого метода верстки петербургского бюджета стоял городской парламент – этот факт неоспорим.

Большой вклад внесло Законодательное собрание в разработку Генерального плана Санкт-Петербурга, проект которого в 2004 – 2005 годах широко обсуждался в районах, был предметом парламентских слушаний с привлечением квалифицированных экспертов и представителей общественности. На данном этапе депутаты заняты согласованием генплана со «Стратегией-2030», наметившей главные цели и направления развития мегаполиса на долгосрочный период. Этот документ был обнародован губернатором Георгием Полтавченко и стал, по сути, основой его программы на сентябрьских выборах.

В четвертом депутатском созыве проявилась очень важная тенденция в текущей работе ЗакСа. Речь идет о кодификации петербургского законодательства, когда отдельные городские законы, действующие в той или иной сфере, сводятся воедино, составляя тематический кодекс. Первой такой ласточкой стал Социальный кодекс Санкт-Петербурга, принятый в 2011 году. Он вобрал в себя абсолютно все нормативные правовые акты, касающиеся мер социальной поддержки населения, льгот для отдельных категорий горожан. Вслед за этим в единый закон были включены все документы, устанавливающие ответственность физических, должностных и юридических лиц за любые административные правонарушения, будь то загрязнение объектов благоустройства или, скажем, нарушение тишины и покоя горожан в ночное время суток.

Логичным представляется теперь создание городского Налогового кодекса – ведь законы о налогообложении петербуржцев и о различных налоговых преференциях принимаются подчас целыми пакетами. А в едином документе они дадут предельно ясное представление о налогооблагаемой базе города любому потенциальному инвестору и любому россиянину, который захочет переселиться на берега Невы.

Профессионализм нашего парламента проявляется как в оперативной реакции на текущие изменения федерального законодательства, так и в принятии своих новых законов в точном соответствии с действующей российской правовой базой. Прокурорские замечания на сей счет сведены сегодня по факту к минимуму. И здесь следует ко всему прочему отметить своевременное включение городской прокуратуры в число субъектов законодательной инициативы. Если там и увидят в нашем законодательстве какую-нибудь лакуну, то не станут посылать через Исаакиевскую площадь письма с протестами, а подготовят для Мариинского дворца свой необходимый законопроект.

За минувшие годы ЗакС установил широкие межпарламентские связи на международной арене. В Мариинском дворце побывала 351 иностранная парламентская делегация. Мы заключили соглашения и протоколы о сотрудничестве с бюргершафтом Гамбурга, городским собранием Таллина, постоянными комитетами собраний народных представителей Циндао и Шанхая, городскими советами Гданьска и Кракова, советом итальянской области Ломбардия, лагтингом Аландских островов. Петербургские депутаты принимают активное участие в парламентской конференции Балтийского моря, Северного совета, парламентском форуме «Северного измерения» и других международных структурах.

Становление ЗакСа как профессиональной корпорации законодателей было процессом непростым и долгим. Можно вспомнить, что первый депутатский созыв все отведенные ему четыре года работал на постоянной основе не полностью. До весны 2007 года собрание не было политически структурированным, и фракции представляли собой не партийные ячейки, а скорее некие «кружки по интересам». Текучесть между ними была невероятно сильной: фракции распадались, соединялись вновь под другими знаменами, депутаты свободно переходили от одних лидеров к другим. Все это только осложняло конструктивную работу, а однажды дело дошло даже до самой настоящей драки в зале заседаний.

Иные времена настали семь лет назад, когда выборы четвертого созыва впервые были проведены по партийным спискам. И сегодняшний, пятый, созыв де-юре из пяти, а де-факто из шести партийных фракций являет собой уже принципиально иную картину. Между ними существуют определенные договоренности, налажено четкое взаимодействие. Никто не был обижен при распределении руководящих должностей в постоянных и профильных комиссиях. Спикер собрания Вячеслав Макаров сумел наладить в Мариинском дворце должную дисциплину: ушли в прошлое такие явления, как отсутствие кворума, депутатские прогулы, срыв заседания. Стоит отметить также установившийся высокий уровень конструктивного взаимодействия ЗакСа со Смольным.

ЗакС работал и работает в интересах города и горожан. Это депутаты пробили на федеральном уровне инициативу о приравнивании блокадников к ветеранам войны и о праве их на вторую пенсию по инвалидности. Это они установили ежемесячную доплату к пенсии для тружеников тыла, денежные выплаты студенческим семьям с детьми и семьям бюджетников. Это наш парламент вместе с общественностью отстоял 32-ю больницу с детским онкологическим центром в системе городского здравоохранения и способствовал возвращению легендарной «Авроры» в состав российского ВМФ. Хочется надеяться, что и в дальнейшем, в последующих созывах он будет оставаться таким – в меру дискуссионным, но умеющим сплотиться и нацелиться на решение самых актуальных задач, чутко и незамедлительно реагирующим на наказы своих избирателей.

Этот очередной налоговый маневр предпринят в нынешней весьма не простой макроэкономической обстановке: город, вводя новые льготы по ряду налогов, сознательно идет на неизбежные сиюминутные потери доходов ради дальнейшего развития экономики, создания новых рабочих мест, что в итоге должно окупиться гораздо более весомым пополнением бюджета.

Три года шла в первом депутатском созыве острая политическая борьба вокруг проекта Устава Санкт-Петербурга – городской конституции, четко разделившей полномочия ветвей власти города, закрепившей порядок их формирования и т. д. Устав мы приняли требуемым квалифицированным большинством голосов 14 января 1998 года. А уже во втором созыве ЗакСа был создан Уставный суд города, призванный проверять на соответствие Уставу любой городской закон или иной нормативный акт.

Важным этапом работы городского парламента стало принятие закона о целевых программах Санкт-Петербурга – комплексов в основном среднесрочных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни горожан. Особенно много таких программ было разработано и принято нами во втором созыве с целью посильно помочь петербуржцам преодолеть последствия дефолта 1998 года и последующего экономического кризиса. Эти программы касались поддержки детей-инвалидов, профилактики ряда опасных заболеваний, создания специальных жилых домов для одиноких пожилых горожан, социальной защиты семьи и т. д. Именно тогда родилась одна из ключевых жилищных программ «Молодежи – доступное жилье», которая неоднократно продлевалась, подпитываясь по мере возможности дополнительным бюджетным финансированием. Благодаря этой действующей до сих пор программе многие петербургские молодые семьи сумели улучшить свои жилищные условия.

В соответствии с новыми требованиями Бюджетного кодекса РФ, городской бюджет должен верстаться в значительной степени на основе целевых программ. Правда, теперь эти программы впрямую минуют ЗакС, формируясь полностью в недрах исполнительной власти и утверждаясь постановлениями городского правительства. Депутаты могут каким-то образом опосредованно включиться в этот процесс лишь в ходе летних так называемых нулевых чтений бюджетного проекта. Но у истоков программно-целевого метода верстки петербургского бюджета стоял городской парламент – этот факт неоспорим.

Большой вклад внесло Законодательное собрание в разработку Генерального плана Санкт-Петербурга, проект которого в 2004 – 2005 годах широко обсуждался в районах, был предметом парламентских слушаний с привлечением квалифицированных экспертов и представителей общественности. На данном этапе депутаты заняты согласованием генплана со «Стратегией-2030», наметившей главные цели и направления развития мегаполиса на долгосрочный период. Этот документ был обнародован губернатором Георгием Полтавченко и стал, по сути, основой его программы на сентябрьских выборах.

В четвертом депутатском созыве проявилась очень важная тенденция в текущей работе ЗакСа. Речь идет о кодификации петербургского законодательства, когда отдельные городские законы, действующие в той или иной сфере, сводятся воедино, составляя тематический кодекс. Первой такой ласточкой стал Социальный кодекс Санкт-Петербурга, принятый в 2011 году. Он вобрал в себя абсолютно все нормативные правовые акты, касающиеся мер социальной поддержки населения, льгот для отдельных категорий горожан. Вслед за этим в единый закон были включены все документы, устанавливающие ответственность физических, должностных и юридических лиц за любые административные правонарушения, будь то загрязнение объектов благоустройства или, скажем, нарушение тишины и покоя горожан в ночное время суток.

Логичным представляется теперь создание городского Налогового кодекса – ведь законы о налогообложении петербуржцев и о различных налоговых преференциях принимаются подчас целыми пакетами. А в едином документе они дадут предельно ясное представление о налогооблагаемой базе города любому потенциальному инвестору и любому россиянину, который захочет переселиться на берега Невы.

Профессионализм нашего парламента проявляется как в оперативной реакции на текущие изменения федерального законодательства, так и в принятии своих новых законов в точном соответствии с действующей российской правовой базой. Прокурорские замечания на сей счет сведены сегодня по факту к минимуму. И здесь следует ко всему прочему отметить своевременное включение городской прокуратуры в число субъектов законодательной инициативы. Если там и увидят в нашем законодательстве какую-нибудь лакуну, то не станут посылать через Исаакиевскую площадь письма с протестами, а подготовят для Мариинского дворца свой необходимый законопроект.

За минувшие годы ЗакС установил широкие межпарламентские связи на международной арене. В Мариинском дворце побывала 351 иностранная парламентская делегация. Мы заключили соглашения и протоколы о сотрудничестве с бюргершафтом Гамбурга, городским собранием Таллина, постоянными комитетами собраний народных представителей Циндао и Шанхая, городскими советами Гданьска и Кракова, советом итальянской области Ломбардия, лагтингом Аландских островов. Петербургские депутаты принимают активное участие в парламентской конференции Балтийского моря, Северного совета, парламентском форуме «Северного измерения» и других международных структурах.

Становление ЗакСа как профессиональной корпорации законодателей было процессом непростым и долгим. Можно вспомнить, что первый депутатский созыв все отведенные ему четыре года работал на постоянной основе не полностью. До весны 2007 года собрание не было политически структурированным, и фракции представляли собой не партийные ячейки, а скорее некие «кружки по интересам». Текучесть между ними была невероятно сильной: фракции распадались, соединялись вновь под другими знаменами, депутаты свободно переходили от одних лидеров к другим. Все это только осложняло конструктивную работу, а однажды дело дошло даже до самой настоящей драки в зале заседаний.

Иные времена настали семь лет назад, когда выборы четвертого созыва впервые были проведены по партийным спискам. И сегодняшний, пятый, созыв де-юре из пяти, а де-факто из шести партийных фракций являет собой уже принципиально иную картину. Между ними существуют определенные договоренности, налажено четкое взаимодействие. Никто не был обижен при распределении руководящих должностей в постоянных и профильных комиссиях. Спикер собрания Вячеслав Макаров сумел наладить в Мариинском дворце должную дисциплину: ушли в прошлое такие явления, как отсутствие кворума, депутатские прогулы, срыв заседания. Стоит отметить также установившийся высокий уровень конструктивного взаимодействия ЗакСа со Смольным.

ЗакС работал и работает в интересах города и горожан. Это депутаты пробили на федеральном уровне инициативу о приравнивании блокадников к ветеранам войны и о праве их на вторую пенсию по инвалидности. Это они установили ежемесячную доплату к пенсии для тружеников тыла, денежные выплаты студенческим семьям с детьми и семьям бюджетников. Это наш парламент вместе с общественностью отстоял 32-ю больницу с детским онкологическим центром в системе городского здравоохранения и способствовал возвращению легендарной «Авроры» в состав российского ВМФ. Хочется надеяться, что и в дальнейшем, в последующих созывах он будет оставаться таким – в меру дискуссионным, но умеющим сплотиться и нацелиться на решение самых актуальных задач, чутко и незамедлительно реагирующим на наказы своих избирателей.

Ватаняр ЯГЬЯ,
профессор, депутат ЗакСа 1 – 4-го созывов

0001