Аравийский кризис

Начало лета ознаменовалось большим политическим переполохом в зоне Персидского залива. 5 июня Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты объявили, что разрывают дипломатические отношения с эмиратом Катар. Чуть позже аналогичное решение приняли Йемен, Ливия, Мальдивская Республика и Маврикий. Причинами разрыва дипотношений назвали связи Катара с различными радикальными террористическими группировками.

Аравийский кризис | ФОТО Andreas Gebert DPA/Тасс

ФОТО Andreas Gebert DPA/Тасс

Изоляция Катара выходит далеко за пределы чистой дипломатии. Так, к примеру, в МИД Королевства Бахрейн, потребовав от дипломатических представителей соседней страны покинуть территорию Бахрейна в течение 48 часов, проинформировали о закрытии морского и воздушного сообщения с Катаром. Как отмечает ТАСС, при этом подданным королевства запрещено отныне посещать Катар, катарцы же, находящиеся в Бахрейне, обязаны покинуть его в течение 14 дней, теперь им будет отказано во въезде в эту страну и транзите через ее территорию.

«Принято решение о закрытии воздушных, морских и наземных пограничных терминалов, а также о запрете на транзит, авиасообщение и использование территориальных вод Королевством Катар», - говорится в заявлении МИД Саудовской Аравии. В ведомстве сообщили о начале «процедур по принятию этих мер как можно скорее в сотрудничестве с соседними братскими странами, исходя из интересов государственной безопасности».

О закрытии воздушного и морского сообщения с Катаром уведомило также Информационное агентство ОАЭ. Словом, налицо самый настоящий «катар дыхательных путей»!

«Негодование монархий Персидского залива вызвал текст выступления главы Катара Тамима бин Хамада Аль Тани, который был опубликован на сайте Информационного агентства Катара (QNA), - отмечает обозреватель RT Алексей Заквасин. - Шейх сделал ряд неоднозначных заявлений на церемонии выпуска офицерских курсов в Дохе. В частности, Аль Тани отметил, что «было бы немудро иметь напряженные отношения с Ираном, который является сильной державой и гарантом стабильности в регионе». Также он назвал поддерживаемую Тегераном исламистскую группировку «ХАМАС» «законным представителем палестинского народа». При этом Катар якобы выполняет функцию посредника между «ХАМАС» и Израилем. 24 мая, когда отрывки из выступления Аль Тани появились в зарубежных СМИ, официальный представитель QNA сообщил, что сайт агентства был взломан и глава Катара не говорил приписываемых ему слов. Эксперты полагают, что события на Аравийском полуострове стали следствием попыток Катара перехватить лидерство в Персидском заливе у Саудовской Аравии».

«Противоречия между Катаром и соседними мусульманскими странами возникли не сегодня. Среди государств Ближнего Востока Доха всегда была если не изгоем, то не полностью своей, в первую очередь из-за религиозно-идеологической разницы, - пояснил kaponews старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. - Катар поддерживает в Египте запрещенных в России «Братьев-мусульман» и противостоящие Асаду террористические группировки в Сирии, а саудовцы придерживаются ваххабитского течения в исламе. По сути, Катар спонсирует группировки, во всем мире признанные террористическими».

«Другое дело, что группировки, которые в той же Сирии поддерживает сама Саудовская Аравия против Асада, тоже не цветы там сажают, поэтому у Катара есть что предъявить своему большому соседу, - продолжил эксперт. - В происходящей в Сирии войне всех против всех нередки случаи, когда просаудовские и прокатарские группировки вступают в прямые боевые столкновения, несмотря на то что у них вроде как общий враг - режим в Дамаске и притом что для внешнего мира и те и другие - исламисты-фанатики. Катарские правители ведь официально никогда не заявляют, что они поддерживают террористов, упаси Аллах. Но ни для кого в мире не секрет, что те же «Братья-мусульмане» живут на катарские деньги, получаемые через различные фонды и подставные компании. Шила в мешке не утаить».

«Противоречия между Дохой и Эр-Риядом начались во время «арабской весны». Оба государства «зачищали» регион от светских режимов, но, наверное, первое серьезное противоречие возникло в Египте. Катар вложил в исламистский режим президента Мохаммеда Мурси $4,6 млрд, а Эр-Рияд в генерала ас-Сиси - 12,5 млрд», - сказал Демиденко RT.

«Египет не случайно присоединился к коалиции против Катара. Бахрейн после подавления восстания шиитов в 2011 году фактически превратился в сателлита саудитов, а у ОАЭ никогда не было четкой позиции. Скандал, который мы видим сейчас, - прямое следствие нараставших последние годы противоречий. Эр-Рияд лишь нашел повод», - подчеркнул Демиденко.

«На недавнем саммите в Эр-Рияде эмир Катара шейх Аль Тани был принят холодно, на что, как ни странно, не обратил внимания главный гость саммита - президент США Дональд Трамп, - рассказала в интервью РИА «Новости» советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. - Заокеанский гость был занят своей воинственной риторикой в адрес Ирана, как-то не заметив, что эти его заявления вносят еще больший раскол не только между Ираном с одной стороны и арабами с другой, но и внутри самого арабского мира. На этот раз риторика Дональда Трампа вызвала раскол даже среди прежде единых арабских монархий региона, объединенных в организацию «Совет сотрудничества государств Персидского залива».

В Вашингтоне, однако, предпочли по крайней мере пока оставаться над схваткой. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон призвал конфликтующие стороны «сесть за стол переговоров и решить свои разногласия». По его мнению, арабским государствам важно сохранить единство в борьбе с терроризмом.

Похожую позицию в отношении вспыхнувшего конфликта занимает и наша страна. Глава российского МИД Сергей Лавров заявил: «Насчет решения ряда арабских государств разорвать отношения с Катаром - это их дело. Это двусторонние отношения этих государств. Мы в эти решения не вмешиваемся».

#Катар #аравийский #кризис

Комментарии