Антииранский «фронт» Трампа

«Иран готовится послать флотилию военных кораблей в Атлантический океан вслед за объявлением о масштабных затратах в размере 500 млн долларов на военную сферу. По словам иранских лидеров, эти меры являются ответом на недавние попытки США ввести пакет новых экономических санкций против Тегерана», - пишет в The Washington Free Beacon корреспондент Адам Кредо.

Антииранский «фронт» Трампа | Иллюстрация KPG-Ivary/shutterstock.com

Иллюстрация KPG-Ivary/shutterstock.com

«Военные инвестиции и наращивание сил происходят после нескольких недель напряженного взаимодействия между Ираном и США в водах региона, где иранские военные суда осуществили ряд опасных маневров возле американских кораблей. Эти действия возмутили военное руководство США и привели к жестким заявлениям администрации Трампа, которая на данный момент изучает возможные пути отказа от знакового ядерного соглашения», - говорится в статье.

Напомним, что Иран и «шестерка» международных посредников два года назад - 14 июля 2015 года - достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Был принят совместный всеобъемлющий план действий, выполнение которого снимает с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. План вступил в действие 16 января 2016 года. И США недавно подтвердили, что Иран, по их мнению, соблюдает его условия.

Тем не менее, перечисляя главные отличия курса нынешней администрации США от предыдущей, аналитики практически единодушно называют в их числе открытие Трампом антииранского «фронта». «Вызванное рядом обстоятельств нежелание США конфликтовать с Ираном и его союзниками в Сирии теперь в прошлом», - заявил The Christian Science Monitor политолог Кристофер Хоф, который ранее отвечал в государственном департаменте за связь с сирийской оппозицией.

«Жесткий антииранский курс нынешнего руководства явно напоминает неоконсервативную политику времен Джорджа Буша-младшего», - констатирует на сайте Tvoi 54.ru президент российского Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов.

«Американцы, безусловно, нагнетают обстановку в регионе Персидского залива, натравливая арабские государства на Иран, - полагает эксперт. - Идея, которую выдвинул недавно Дональд Трамп в Эр-Рияде, четко определяет направление главного удара: Иран как «спонсор международного терроризма» и Иран - главный враг арабских стран». По словам Матузова, арабские государства, выступая против Ирана, рискуют запустить процесс, опасный для них самих. «Всякая попытка разжигания нового конфликта в зоне Персидского залива чревата серьезными опасностями для всех государств этого региона», - утверждает он.

По словам директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрия Егорченкова, целью нынешней американской стратегии в регионе действительно «может стать перекраивание Ближнего Востока по «конспирологическим» картам Ральфа Петерса». Имеется в виду план изменения границ ближневосточных стран, который озвучил в 2006 году американский военный аналитик полковник Ральф Петерс. Проект предполагал, в частности, создание на территории Ирана, Ирака, Турции и Саудовской Аравии новых независимых государств.

Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что страна может выйти из соглашения по ядерной программе в считанные часы, если США продолжат расширять санкции, передает France-Presse. «Неудачный опыт санкций и сдерживания привел их предыдущие администрации за стол переговоров. Если они хотят вернуться к этой практике, определенно в краткое время - не недели или месяцы, а в масштабе часов и дней - мы вернемся к нашей прежней ситуации», - приводит агентство слова Роухани. Иранский лидер назвал Дональда Трампа «нехорошим партнером». Ранее США внесли 18 организаций и физических лиц в список санкций по ракетной программе Ирана.

Тегерану не позволят иметь ядерное оружие, заявила постпред США при ООН Никки Хейли в ответ на заявление Роухани о возможности выхода страны из соглашения по ядерной программе.

«Хотя в отчете МАГАТЭ, который был выпущен после заключения соглашения по ядерной программе, было отмечено, что до 2003 года в Иране проводились разработки в области ядерных технологий, которые так или иначе могли быть совместимы с целью создать ядерное оружие, нет никаких указаний на то, что оно ими разрабатывалось, - отмечает в беседе с корреспондентом Sputnik Азербайджан консультант ПИР-центра иранист Адлан Маргоев. - То есть те исследования, которые проводились, означают, что у Ирана был некий потенциал продвинуться к созданию ядерного оружия, но говорить о том, что оно у страны было, нельзя. Кроме того, у Тегерана никогда не было и технических возможностей для этого.

Российские официальные переговорщики по Ирану считали всегда, что иранский вопрос политизирован Вашингтоном, так как любая нетранспарентность в ядерной программе сразу интерпретировалась американцами как намерение Ирана создать ядерное оружие».

«В США сейчас оживились очень влиятельные политические силы, которые являются ярыми и открытыми противниками Ирана, отсюда и наблюдаемая коллизия», - сказал в эфире радио Sputnik историк и публицист Станислав Хатунцев. «Запад в целом, включая США, уже давно «потерял берега» и делает на международной арене, что хочет. Неважно, что подписаны соглашения и что вторая сторона их соблюдает, - «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», - считает Хатунцев.

Кандидат исторических наук старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей напомнил, что в сирийском конфликте сейчас замешано большое количество внешних игроков, и у них у всех есть свои определенные интересы. «Иран - это очень активный внешний игрок, который имеет достаточно тесные связи с баасистским сирийским руководством, восходящие в первую очередь к периоду Ирано-иракской войны 1980 - 1988 годов, когда сирийское руководство партии БААС поддержало в той войне Тегеран», - отмечает эксперт.

«Иран активно противодействует ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство»). Но это противостояние с ДАИШ накладывается на противостояние с США. Интересы Вашингтона и его союзников - это не сохранение Сирии, не стабилизация ситуации на Ближнем Востоке и не подавление ДАИШ. Эти цели для США вторичны. Первичная цель для них и их союзников - это устранение неугодного режима Башара Асада, прежде всего как союзника Ирана, а возможно, и расчленение Сирии для ослабления иранского влияния в регионе», - резюмирует Долгов.

#Иран #США #Трамп

Комментарии