«Грузинская мечта» еще не испарилась

8 октября в Грузии состоялись парламентские выборы. Их результаты говорят о том, что правящая сегодня коалиция «Грузинская мечта» (ГМ) сумела сохранить в парламенте господствующие позиции.

  «Грузинская мечта» еще не испарилась | Иллюстрация Craitza/shutterstock.com

Иллюстрация Craitza/shutterstock.com

Напряженная кампания

В последнюю неделю перед выборами ситуация в южнокавказской республике накалилась. Наблюдатели фиксировали факты подкупа избирателей, взаимные угрозы, драки между кандидатами и активистами (свидетелями которых в режиме онлайн нередко выступала широкая телевизионная аудитория, поскольку до столкновений доходило и во время теледебатов в прямом эфире). За четыре дня до голосования в столице был взорван автомобиль одного из лидеров оппозиционного «Единого национального движения» (ЕНД) Гиви Таргамадзе.

Напряженность предвыборной кампании придавали и регулярно поступавшие слухи о том, что чуть ли не на следующий день после голосования в страну с другого берега Черного моря готов вернуться экс-президент и основатель ЕНД Михаил Саакашвили. Служба национальной безопасности в свою очередь возбудила дело о заговоре с целью свержения или захвата власти как раз в связи с распространенной в Интернете аудиозаписью беседы Саакашвили с другими лидерами ЕНД, в которой обсуждались далеко не легитимные сценарии послевыборного «отъема власти». В конце сентября было объявлено о том, что полицией найдены схроны с оружием и взрывчатыми материалами, подготовленные еще в период нахождения у власти «националов».

Бывший премьер-министр страны Бидзина Иванишвили, считающийся и сегодня фактическим лидером ГМ, пообещал экс-президенту «благоустроенную камеру в тюрьме». Все это, конечно же, не способствовало мирному и бесконфликтному течению предвыборной кампании. В свою очередь Миша-одессит, также из-за моря, грозил нынешним хозяевам Грузии, обещая не только вернуться, но и восстановить в стране демократию, свободы и настоящий порядок.

Однако результаты выборов в 150-местный однопалатный парламент показывают: хотя правое и националистическое ЕНД продолжает оставаться влиятельной политической силой (по спискам за партию Саакашвили отдали голоса более 26% избирателей), число сторонников прежней власти в Грузии явно падает. Безоговорочную же победу на выборах одержала центристская коалиция ГМ, ведомая действующим премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили. Даже если результат ГМ недотягивает до показателей прошлых выборов 2012 г. (тогда «мечтателей» поддержали 55% избирателей, сегодня - 49%), такой итог, очевидно, вновь даст депутатам от этой коалиции абсолютное большинство парламентских мандатов. Судя по предварительным данным (вскоре в стране должен пройти еще один тур, где депутаты в ряде одномандатных округов не были избраны в субботу), новоизбранный парламент Грузии будет трехпартийным. Занявший третье место евроскептический «Альянс патриотов» в самый последний момент преодолел заветный 5-процентный барьер.

Другое дело, что даже президент Грузии Георгий Маргвелашвили, беспартийный и разругавшийся в свое время с командой Иванишвили, открыто признал: в ходе выборов имели место серьезные нарушения. Ясно, что намек тут явно сделан на «коалицию власти». И с учетом настроенности правой оппозиции на провокации можно не сомневаться, что ЕНД не откажется в данной ситуации от тактики уличного давления.

В верном направлении

Вряд ли сегодня, через четверть века после распада СССР, существует хоть одно постсоветское государство, о котором можно сказать, что оно не имеет серьезных социальных или экономических проблем. Это вполне относится и к современной Грузии. Предвыборные опросы общественного мнения в южнокавказской стране показывали, что граждан волнуют такие проблемы, как социальная неустроенность, скромные доходы, размер зарплат, покупательная способность, высокие коммунальные платежи и т. д. Многие из этих проблем корнями уходят к периоду восстановления грузинской государственности (то есть к началу 1990-х гг.). В период же нахождения у власти Михаила Саакашвили они лишь обострились...

Было бы неправильно говорить о том, что за четыре года парламентского большинства ГМ прежние проблемы были преодолены. Но если посмотреть на реальные факты, то следует сделать вывод: грузинское государство сумело более или менее достойно выйти из системного кризиса. Мы наблюдаем стабильный экономический рост (в прошлом году ВВП вырос на 6% и совокупно составил 13,7 млрд долларов). В отличие от периода господства правых сил приостановился процесс закрытия промышленных предприятий. Инфляция в 2015 г. составила всего три процента. Бизнес в Грузии в целом освобожден от «политической опеки», а налоговая политика дает возможность малым и средним предприятиям нормально функционировать.

Определенные плюсы есть у действующей исполнительной власти и на «социальном фронте». В сфере здравоохранения в последние годы была проведена вполне успешная реформа, которая ввела систему всеобщего медицинского страхования. Если при ЕНД медицина зачастую была, что называется, «для богатых», то сегодня на государственную медицинскую помощь в Грузии может рассчитывать каждый. Размер пенсий и социальных пособий был несколько увеличен. Кроме того, власти не допустили бурного роста коммунальных платежей.

В целом подобную политику можно назвать социал-либеральной. Не случайно являющаяся костяком ГМ партия «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» участвует в деятельности левоцентристского международного объединения «Прогрессивный альянс» и является наблюдателем в Партии европейских социалистов. Философия этой политики изложена в реализуемой правительством стратегии социально-экономического развития «Грузия-2020». Эта стратегия ориентируется на рост конкурентоспособности частного сектора, упрощение и доступность для населения финансовой системы, увеличение инвестиций, развитие инфраструктуры, максимальное использование транзитного потенциала, усовершенствование системы социального обеспечения.

Больше экономики, меньше идеологии

Судя по предварительным итогам голосования, сохранится и внешнеполитический курс страны. Как верно подметил в недавней статье директор Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий, в Грузии «политический спектр легальных партий декларирует в большей степени прозападную позицию». Эта тенденция проявилась с самых первых лет грузинской государственности, сохраняется она и поныне.

Как отмечал в сентябрьском выступлении на Генеральной Ассамблее ООН Георгий Квирикашвили, главной целью Грузии является достижение максимального сближения с США и Евросоюзом. В июле этого года Грузия стала де-юре ассоциированной страной ЕС; грузинское законодательство продолжает реформироваться под «евростандарт». Одновременно Тбилиси выстраивает свои отношения с НАТО на основе всеобъемлющего партнерства, а действующая власть, как ранее ЕНД, не скрывает своего желания добиться для Грузии полноправного членства в Североатлантическом альянсе.

Но нужно признать, что внешняя политика Тбилиси при ГМ стала явно менее политизированной и более прагматичной, чем во время Саакашвили. Очень большое внимание уделяется странам-соседям, являющимся сегодня также ключевыми торговыми партнерами Грузии, - Азербайджану и Турции. Конечно, высокий уровень политических отношений с этими государствами крайне важен для Тбилиси. Однако, думается, в основе здесь все же лежат экономические причины. Как бы то ни было, но для грузинского государства очень важны такие совместные проекты, как нефтепровод «Баку - Тбилиси - Джейхан», трубопровод «Баку - Тбилиси - Эрзерум» или железнодорожная ветка Баку - Тбилиси - Карс.

О том, что внешняя политика Грузии при «мечтателях» стала гораздо менее идеологизированной, чем в прежние времена, свидетельствует и тот факт, что за последние четыре года резко выросло влияние китайского капитала на грузинском рынке. На КНР сегодня приходится почти 8% внешнеторгового оборота страны. Грузинские власти четко настроены на заключение между Тбилиси и Пекином соглашения о свободной торговле и при этом открыто поддерживают стратегический для коммунистического Китая проект Шелкового пути. В связи с этим, кстати, и встал вопрос о модернизации железнодорожного пути по линии Баку - Тбилиси - Карс.

Грузия также пытается развивать активное внешнеторговое, да и политическое взаимодействие со странами постсоветского пространства - от Белоруссии и Украины до Казахстана и Узбекистана.

Отношения «выходят из заморозки»

С учетом сказанного выше может вызывать лишь глубокое сожаление отсутствие полноценных дипломатических отношений между Россией и Грузией, не только имеющими общую историю, но и являющимися соседними государствами. Разумеется, такая провальная ситуация досталась «Грузинской мечте», так сказать, в наследство от «националов». Однако, как сказал недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, отношения наших стран «выходят из стадии глубокой заморозки».

Безусловно, самой тяжелой темой, как дамоклов меч висящей над российско-грузинскими взаимоотношениями, является вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии. Как отмечает МИД Грузии, «пока нарушена территориальная целостность Грузии, восстановление дипломатических отношений невозможно». В то же время - и это является явно позитивным по отношению к прежнему периоду моментом - нынешняя власть южнокавказской страны четко заявляет, что урегулирование конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе должно происходить сугубо мирным путем.

И все таки, несмотря на имеющиеся политические препятствия, в последние четыре года, когда грузинские «мечтатели» находились у власти в Тбилиси, в двусторонних отношениях появились позитивные тенденции. В целом большего объема достиг взаимный товарооборот, в 2015 г. он превысил 950 млн долларов. На российских прилавках вновь появились вина, минеральные воды и фрукты из Грузии, тогда как в Грузию наша страна стала поставлять больше нефти, минерального топлива и злаков. Заметно активизировалось культурное сотрудничество, с двух сторон возрос туристический поток. Хочется верить, что этот позитивный процесс продолжится.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5809) от 14.10.2016.


Комментарии