Звенья без цепи

По январской квитанции Сергей Елгазин – житель 84-метровой квартиры на Петроградской стороне – должен заплатить за жилье и коммунальные услуги 6847 рублей с копейками. До сего дня ежемесячный счет не превышал 4 тысяч рублей, а потому Сергей был несколько удивлен... Да что там удивлен, он был просто в шоке. Особенно когда внимательно изучил квитанцию. Скачок цены произошел отнюдь не из-за отопления, как можно было бы подумать. Управляющая компания ЖКС # 2 Петроградского района начислила ему за общедомовое электричество... 1964 рубля 86 копеек.

Звенья без цепи | Подобная картина — обычное дело в любом доме. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Подобная картина — обычное дело в любом доме. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Счет без объяснений

Интересно, что в основных строках квитанции в графе «электроснабжен. (общед. нужды)»: тариф, расход, стоимость – видимых изменений не произошло. У Елгазина, да и у его соседей по-прежнему один кВт-ч стоит 3,84 рубля (тариф), привычный показатель расхода «электроснабжен. (общед. нужды)» – чуть больше 21 кВт-ч, и будничная итоговая сумма – 80 с небольшим рублей... А вот дальше – там, где указываются перерасчеты, – ни с того ни с сего, без объяснений, без ссылок и цитат из документов и стояла эта сумма, больше похожая на год: 1964.

Аналогичные счета получили в январе тысячи жителей города. И тоже – без объяснений. Ни управляющие компании, ни ВЦКП не потрудились поставить граждан в известность о некоторых переменах в оплате общедомового электричества, которые произошли в городе в январе.

Вернее, все началось еще в декабре, когда энергетики (а именно, Петербургская сбытовая компания – ПСК) потребовали от городских властей более внимательно отнестись к долгам предприятий ЖКХ за поставляемые им ресурсы.

Здесь стоит напомнить, что все электричество, пришедшее в жилой дом, разделяется на два вида: за индивидуальное гражданин платит сам по своему счетчику в пунктах «Петроэлектросбыта», за общее – плату собирает управляющая компания, которая в свою очередь должна отдать эти деньги в ПСК. И на сей счет между УК и энергетической компанией заключен соответствующий договор.

Управляющие компании города практически в полном составе числятся в списках должников по расчетам за общедомовое электричество. По данным ПСК, к 1 января 2016 года долг жилищно-коммунальных предприятий превысил 1,2 миллиарда рублей. И энергетики исполнены решимости укрепить платежную дисциплину. В этом им помогли федеральное правительство и Дума.

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в российском законодательстве, которые позволили энергетикам увеличивать пени, если предприятия ЖКХ задержатся с перечислением платежей. Если просрочка составляет не более двух месяцев, то пени за каждый день опоздания – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, за каждый день третьего месяца – уже 1/170 ставки рефинансирования, а дальше размер пени увеличится до 1/130.

Тем же законом, кстати, увеличены пени также для граждан-должников, для ТСЖ, ЖСК, ЖК и иных потребительских кооперативов: до трех месяцев просрочки действуют привычные пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день, а дальше – пени увеличиваются почти вдвое – до 1/130 ставки.

Кому, когда, за сколько?

Долги растут не потому, что граждане плохо платят (хотя – плохо). И не потому, что управляющая компания пускает общеэлектрические деньги налево (хотя – бывает). А потому, что в деле учета расходов энергии на общедомовые нужды царит давний и хорошо отлаженный бардак.

К общедомовым сетям подключаются все кому не лень. Причем сразу по трем «ведомствам». Втихаря – за взятку – подключают сами управляющие компании. Благо дело несложное: открыл щиток – прикрутил проводок. Официально, по договору подключает ПСК. К примеру, новый магазин, открывшийся в подвале жилого дома. Потребители попроще и «пожиже» могут подключиться и сами без участия УК и ПСК. Благо умельцев много. К таковым относятся большинство провайдеров, обмотавших своими проводками и кабельками все дома в городе. Чаще всего они не смогут предъявить никаких документов, в которых было бы отражено энергопотребление их оборудования и оплата этого потребления. И большинство подобных подключений пополняют расход электричества на общедомовые нужды.

Несколько лет назад ПСК начала устанавливать в домах счетчики, которые должны были, как поясняли специалисты и ПСК, и УК, вести учет общедомового электричества. Предполагалось, что показания этих приборов упорядочат электрическое хозяйство дома и станут основой расчетов платежей за общее потребление. По аналогии с общедомовым счетчиком воды. Тут-то и полезли в платежки все эти магазинчики, лавочки, провода провайдеров и прочие вмешательства в сеть дома. Разумеется, возник неприятный для власти шум. И власть решила отойти от декларированного принципа платежей за реально потребленные (то есть отразившиеся на счетчике) ресурсы. Во всяком случае – до наведения порядка. Записали в инструкциях и информационных письмах (но не в законах), что, конечно, платить за общее электричество нужно, глядя на общий счетчик, но... ограничивать этот платеж жестким нормативом.

Инструкция эта, как оказалось, писана была только для управляющих компаний. Это они должны были ограничиваться нормативами в квитанциях квартплаты. ПСК же продолжала выставлять жилищникам счета по своим счетчикам, накручивая и накручивая им долги, расплачиваться за которые было нечем.

Пересмотреть и изменить!

И вот ограничению платежа рамками норматива положен конец. Это случилось в сентябре, когда Верховный суд повелел Петербургу пересмотреть вообще все коммунальные нормативы и изменить подходы к взиманию платежей. Иными словами: разрешено взимать с граждан по полной без оглядки на ограничения.

В январских квитанциях отражены показания общедомовых электрических счетчиков за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года и январь 2016-го. Естественно, за вычетом того, что гражданин уже заплатил. Что из этого получилось, можно узнать у жителей Петроградского, Центрального, Василеостровского районов. Хотя и одного Сергея Елгазина хватит, чтобы увидеть общую картину.

Казалось бы, перед отменой ограничения и УК, и ПСК будут рыть землю носом, чтобы в каждом жилом доме разобраться, кто и на каких условиях сосет общее электричество. Но этого, увы, не произошло. И даже наоборот. Выяснилось, что полной информацией по подключениям не владеет никто. Что управляющие компании понятия не имеют, сколько абонентов в том или ином доме: ведь люди всегда платили за свет по отдельным документам. Что множество предприятий, работающих в жилых домах, аккуратно платят за электроэнергию в ПСК, но тем не менее их расход отражается на общем счетчике... Что ПСК не готова делиться информацией с жилищниками. А жилищники не горят желанием откровенничать с энергетиками... Много интересного приоткрылось! Главное – в энергохозяйстве большинства жилых домов как не было учета и контроля, так и нет.

В утешение сегодня можно сказать лишь одно. По неофициальной информации из жилищного комитета, в городе будет вновь введено ограничение на размер платежей за электричество на общие нужды. Пределом станет норматив. Сегодня он составляет: для домов без лифтов 1,06 кВт-ч на кв. метр площади общедомового имущества в месяц (потом эта сумма раскидывается на всех пропорционально площади квартиры), для домов с лифтами – 1,83 кВт-ч на то же самое.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5638) от 08.02.2016.


Комментарии