«Златой Шартр» на Малой Невке

Во втором десятилетии XXI века в Северной Венеции вырос жилой дом, претендующий на образный диалог с самым элегантным палаццо Венеции итальянской. «Дом на Резной» (Резная ул., 6), введенный в эксплуатацию в 2012 году.

«Златой Шартр» на Малой Невке | И до революции, и в наши дни Петроградская сторона дает зодчим шанс реализовать свои новаторские замыслы.<br>ФОТО АВТОРА

И до революции, и в наши дни Петроградская сторона дает зодчим шанс реализовать свои новаторские замыслы.
ФОТО АВТОРА

Авторы разъясняли концепцию проекта. Оттолкнулись они от названия самой улицы, что вызвало ассоциации с резными готическими фасадами. Кстати, ее имя произошло от фамилии местного домовладельца фон Ризена, позже название улицы трансформировалось в «Резную», что дало импульс к выбору главного художественного мотива новостройки.

В качестве конкретного прототипа был взят венецианский «Золотой дом» – «Ка д,Оро». Построили его на тамошнем Гранд-канале в первой половине XV века. Стены дома некогда украшали золоченые детали (отсюда и название).

На невских берегах предстояло построить современное жилое здание. Авторы понимали, что буквальное следование историческим стилям в современной архитектуре невозможно, да и не нужно. Поэтому решили создать новую архитектурную форму на основе построения ассоциативного ряда с выбранным стилевым прототипом, для чего были задействованы приемы, характерные для готической архитектуры. Один из них – свободное сочетание разновеликих объемов.

Память воскрешает здесь облик средневекового собора в Шартре с его разновысотными башнями. Возведение храмов в те давние времена тянулось так долго, что жизни одного поколения подчас не хватало для завершения постройки и соборы по частям достраивались по мере нахождения сил и средств. «Дом на Резной» демонстрирует асимметричную игру разновысотными объемами на своих боковых фасадах; торец, возвышающийся над водами Малой Невки, строго симметричен.

По словам известного историка искусства В. Я. Курбатова, «все старания готики заключались в том, чтобы лишить наружный вид здания кажущейся тяжести, показать прозрачность его стен и создать впечатление, что камень не нагроможден, а висит в воздухе». Для демонстрации этой идеи авторы «Дома на Резной» применили на первом этаже наклонные пилоны, напоминающие контрфорсы готических конструкций, а также контрастно противопоставили большие плоскости остекления глухим участкам стены. Конструктивной основой этих изысков служит железобетонный каркас, позволяющий зрительно «растворить» стену.

По утверждению проектировщиков, формой окон, усеченных в нижней части, они стремились вызвать ассоциации с гербовыми щитами. Окна такой формы собраны попарно, а окаймляющая их стена зигзагообразно извивается, создавая иллюзию волны или, скорее, отражения здания в колыхании водной глади. Цветные вставки на фасадах петербургского дома напоминают о том, что прототип, венецианский дворец, некогда был украшен кроваво-алыми и синими вкраплениями, к настоящему времени утраченными.

В целом на фасадах петербургские авторы стремились подчеркнуть «доминирование диагонали, символа движения, устремленного вверх». Расположенные в шахматном порядке балконы поддерживают это движение. Парапет «Дома на Резной» увенчан зубцеобразными возвышениями, отсылающими к островерхой «короне», протянувшейся над карнизом Ка д,Оро.

Оценки «Дома на Резной» разнятся. В Сети встречаются хвалебные отзывы: «Смело, необычно и красиво». Другие говорят, что здание изуродовало панораму этих мест. Несомненно, ключевую роль здесь играет крайне невыигрышное местоположение здания, интересного в архитектурном отношении. В этом уголке Петроградской стороны поневоле воплотилась спорная мысль, высказанная в свое время английским философом Фрэнсисом Бэконом: «Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не любоваться».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии