Жильцов коммунальной квартиры поставили на счетчик
В редакцию газеты обратился читатель Дмитрий Ц. Он и его соседи, по решению суда, должны заплатить 87,1 тысячи рублей долга за потребленный свет. В ходе судебного процесса им не удалось доказать, что подключился к проводу кто-то чужой.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Обычно дела граждан-должников по спорам с энергосбытовыми организациями представляются скучноватыми. Люди по разгильдяйству или бедности просто не платят. Когда менеджерам надоедает ждать денег, а предложения рассчитаться по-хорошему не действуют, юристы обращаются к Фемиде. Дом, где проживает Дмитрий (Кировский район, ул. Стойкости, 34, корп. 1), – бывшее общежитие советской постройки. В новейшую эпоху здание по статусу стало обычным городским домом с коммунальными квартирами.
Исторически люди здесь платили по нормативам. В январе 2013 г. ООО «Жилкомсервис № 1 Кировского района», которое обслуживает здание, установило электросчетчик. «Нас об этом не поставили в известность, счетчик находится не в квартире, даже не на ближайшей к ней площадке на лестнице, а на другом этаже», – рассказал Дмитрий.
В итоге между показаниями счетчика и собираемой оплатой по нормативам и возникли расхождения. Представители ООО «Экспертный центр Северо-Запада», которых пригласили жильцы, подтвердили, что имело место незаконное подключение. Люди считали, что, так как они физически не могли контролировать счетчик, то и отвечать за него не должны. Но суд их позицию не принял. Адвокат Андрей Юдин, защищавший интересы Дмитрия, считает, что суды исходят из презумпции виновности потребителей и правоты монополиста.
В комментарии, который газета получила в пресс-службе «Петроэлектросбыта», говорится, что «суд, исследовав все доказательства и доводы сторон, пришел к выводу, что нет оснований не доверять расчету задолженности, выполненному по показаниям прибора учета. Обращаю внимание, что расчеты должны производиться именно по показаниям прибора учета (ст. 544 Гражданского кодекса РФ).
Исключения имеют место только при отсутствии счетчика, его неисправности, а также при иных нарушениях надлежащего учета. При этом место установки счетчика не имеет значения. Если потребитель считает, что к его счетчику есть сторонние подключения, он должен обратиться в управляющую компанию (она отвечает за внутридомовые инженерные сети) и потребовать устранить нарушения. Кроме того, потребители могут сами поменять счетчик или установить его в более удобном месте (с соблюдением действующих нормативно-технических требований)».
Обязанность по организации учета законом возложена на потребителя. 16 сентября 2016 года инженер сбытовой организации посетил дом на ул. Стойкости, чтобы осмотреть узел учета. Проверил корректность подключения, исправность самого прибора. Проверить наличие незаконных «проводов» не дали сами жильцы, ведь для этого надо было снять полностью нагрузку с квартиры (выключить все автоматы). Что Дмитрий делать отказался.
Эксперт Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерий Глухов полагает, что конфликты вокруг счетчиков типичны. «Бывает, что в бывших общежитиях стоит единственный счетчик на весь дом, – разъясняет он. – При переводе здания в статус жилого дома часто весь этаж превращается в одну большую коммуналку. Потом людям не договориться, как платить: кто больше жжет, кто меньше. Обычный совет: поставить дополнительные счетчики на комнаты. Тогда люди платят по собственным приборам учета за комнаты и за места общего пользования. Расходы по свету в местах общего пользования вычисляют как разницу показаний общего счетчика и суммы дополнительных по комнатам, эту разницу делят на число жильцов».
МЕЖДУ ТЕМ
За 2015 и 2016 годы АО «ПЭС» более 10 тыс. раз обращалось в суды с требованиями о взыскании долгов за электроэнергию. 99,9% исков были удовлетворены.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Комментарии