Жилищный кодекс: дубль # 44

Очень хочется хотя бы год, хотя бы полгода обойтись без перемен в жилищно-коммунальном законодательстве. Перевести дух, вдумчиво оценить реальность, ощутить хоть какую-то стабильность. Но федеральные законодатели не дают стране такой роскоши. За неполные десять лет действия Жилищного кодекса он менялся... 43 раза. В последний раз – чуть больше двух месяцев назад. И вот Дума подготовила новый пакет поправок. Он уже принят в трех чтениях и отправлен на одобрение в Совет Федерации. Возможно, дальнейший процесс его принятия затянется. Но в любом случае неплохо заранее подготовиться к очередным переменам, чтобы они не застали врасплох.

Жилищный кодекс: дубль # 44 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пенная волна

Сначала хорошая новость. Из окончательного варианта проекта была убрана поправка в 155-ю статью, ужесточающая наказание для недисциплинированных плательщиков. Несколько депутатов предложили практически вдвое увеличивать размер пени, если должник не погасит долг в течение трех месяцев. Так что в течение 90 дней неуплаты гражданин платил бы пени, как и сейчас, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки, а начиная с 91-го дня – уже по 1/170. СМИ уже было подняли волну по этому поводу, но в Совет Федерации проект все же ушел без этого дополнения.

К практически значимым предложениям, возможно, относится установление 50-процентных скидок при оплате за капитальный ремонт для льготных категорий граждан. Но это поправки не в Жилищный кодекс, а в социально направленные законы – о ветеранах, «чернобыльцах», участниках войны.


Где тут пострадавший?

Иные изменения могут, признаться, и в ступор ввести.

Так, в проекте предусматривается наказание управляющей компании (вернее, ее конкретных сотрудников) рублем. Сказано, что лицо, виновное в неправильном расчете квартплаты, в перерыве услуги или в оказании некачественной услуги, может быть оштрафовано на сумму, которую еще должно будет установить федеральное правительство. А штраф – передан пострадавшему потребителю.

Каким образом будет определен пострадавший и что делать, если в пострадавших окажутся все жители дома, в проекте не сказано. Зато там же написано, что штраф платить не нужно, если жилищная инспекция выдаст управляющей компании справку (акт, протокол, как ни назови – суть одна), что для оказания непрерывной услуги не было технической возможности. Что такое – отсутствие технической возможности? Можно ли считать таковым, скажем, аварию на сетях? В проекте ни слова.

Члены думского Комитета по ЖКХ уже размахивают этой статьей, доказывая свою заботу о нуждах потребителей жилищно-коммунальных услуг, но, похоже, их забота – такая же пустышка, как и статья о штрафах.


Волшебники страны ОДН

Важнейшим – практически революционным – изменением можно считать все положения проекта, касающиеся коммунальных услуг ОДН (на общедомовые нужды). С 1 апреля 2016 года, если Совет Федерации и президент одобрят проект, платежи ОДН перестанут быть коммунальными и станут жилищными. То есть выплаченные гражданами деньги за ОДН будут поступать на счет управляющей компании, а не поставщиков ресурсов.

Похоже, законодатель абсолютно не знает, что делать с этими ОДН. Наконец-то признали (правда, шепотом), что их объем не имеет ничего общего с реальными общедомовыми нуждами. По сути, это ресурс (горячая, холодная вода и электроэнергия), который фактически вошел в дом, был зафиксирован общим счетчиком или расчетом ресурсоснабжающей компании, но остался не распределенным между потребителями. ОДН – это заплатка на той дыре, которую законодательство оставило в учете коммунальных ресурсов и в расчете их стоимости. И так и сяк считают: ну никак не сравниваются показания общего счетчика с суммарным расходом в квартирах. Вот и приходится затыкать «одээном».

Каков смысл передачи этих платежей в руки коммунальных контор, законодатели объяснять не стали. Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис лишь туманно заметил, что, может быть, эта мера заставит управляющие компании активнее искать причину несовпадений. При этом законодатель строго ограничил платежи ОДН, прописав в проекте, что взимать их можно будет только по нормативам, установленным субъектами Федерации. У нас – комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.


Переведем метры в килограммы

Ох уж эти нормативы на ОДН! О них уже ходят легенды. Поначалу расход считали честно: все общедомовые излишки просто-напросто раскладывали по квартирам пропорционально индивидуальному расходу. Получались какие-то несуразные суммы. И тогда федеральная власть посоветовала субъектам установить искусственный ограничитель – три процента от индивидуального расхода. И ОДН вообще утратили смысл. А на управляющих компаниях повисли долги за воду, электричество, которые как бы и вовсе некому было платить.

Недавно объединение УК в Петербурге выиграло у комитета по тарифам судебный процесс, доказав, что норматив ОДН ограничен неправильно. Ныне по решению суда происходит перерасчет этих нормативов: по горячей воде ОДН вырастет примерно в 4 раза, по холодной – в 6 раз. С этими ли цифрами город будет выполнять Жилищный кодекс в его новой редакции или с другими? Кто ж его знает!

Вообще-то перевод ОДН из коммунальных в жилищные услуги может стать не только легендой, но и анекдотом. Жилищные услуги, как гласит закон, исчисляются исходя из количества квадратных метров в отличие от услуг коммунальных, которые рассчитываются по количеству проживающих. Означает ли это, что воду ОДН будут «потреблять» не люди, а метры? Ну так же, как сегодня не люди, а метры «мусорят». Законодатель не дает ответа на эти вопросы.


Несу разные идеи

Законодатель ныне вообще не слишком щедр на ответы, на разъяснения. И на логику. Забили в проект, что председатель совета дома может получать денежное вознаграждение за свой труд, если такое решение будет занесено в протокол общего собрания. Откуда возьмутся деньги на это – непонятно. Также, по проекту, председатель сможет самостоятельно – вместо общего собрания – принимать решения о текущем ремонте. Лет пять назад законодатели придумали, что без такого решения управляющая компания ничего не может делать. И вот теперь тот же законодатель ищет, как бы обойти собственное невыполнимое измышление. И тут же рождает новые несуразицы. Практически уравнивает в правах советы домов с ТСЖ, забыв уравнять их в обязанностях...

В Древнем Риме придумали: закон суров, но он – закон. Похоже, современная Россия уже может похвастать собственным афоризмом: пусть бракованный, все равно – закон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (5483) от 22.06.2015.


Комментарии