Главная городская газета

В военно-морском музее покажут замурованных вождей

490
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Общество

День карьеры в РГПУ им. А. И. Герцена

Масштабное мероприятие в ведущем педагогическом вузе страны состоится 6 апреля. Читать полностью

Растет количество дел по экологическим преступлениям

Пробелы в законах по защите экологии нарушителям искать не надо, там зияют огромные дыры. Читать полностью

Судьба Публички требует публичного обсуждения

Президент Петербургского библиотечного общества Зоя Чалова, говоря о возможном объединении РНБ и РГБ, призвала не торопиться и «не запрыгивать на ходу в мчащийся поезд». Читать полностью
В военно-морском музее покажут замурованных вождей | В апреле в музее откроется выставка «Вожди и флот», и несколько «размурованных» бюстов станут ее экспонатами.ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В апреле в музее откроется выставка «Вожди и флот», и несколько «размурованных» бюстов станут ее экспонатами.ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не так давно мы рассказывали об удивительной истории: на обратной стороне портрета Ленина (он многие годы украшал актовый зал 206-й школы на набережной реки Фонтанки) «скрывалось» изображение последнего российского государя императора Николая II. Похожая судьба была и у других произведений искусства, по тем или иным причинам приходившихся не ко двору. Например, «репрессированными» оказывались теперь уже памятники советским вождям. Почти детективную историю нам поведали в Центральном военно-морском музее.

- После того как мы завершили переезд из Биржи в Крюковские казармы, из нашего прежнего здания вдруг раздался звонок: «Вы забыли свои экспонаты!». Мы не могли понять, как такое могло случиться, и немедленно выехали на место, - рассказывает научный сотрудник отдела научно-фондовой работы ЦВММ Екатерина Казанская.

И вот что оказалось: когда рабочие стали разбирать обшивку стены, разделявшей бывшее хранилище спецфонда, обнаружили там шесть замурованных бронзовых бюстов, причем в идеальной сохранности. Сталина «опознали» сразу, с остальными оказалось сложнее.

По учетным номерам, сохранившимся на скульптурах, музейщики установили, что их исключили из коллекции музея в начале 1960-х годов. Тогда, после ХХ съезда партии и развенчания культа «вождя народов», под горячую руку попали и изображения его ближайших сподвижников. Между тем скульптуры оказались вовсе не простой тиражированной штамповкой, а произведениями известных мастеров.

- Бюсты редкие, особенно Маленкова: его скульптурных изображений практически не сохранилось, - поясняет Казанская. - Он принес настоящую сенсацию: его автором оказался легендарный ленинградский мастер, творец памятников Пушкину Михаил Аникушин.

Бронзовое изваяние Сталина - отливка мастерской Академии художеств 1951 года. Вождь изображен со Звездой Героя Соцтруда, на трибуне, рукой он опирается на конституцию. Автор - скульптор Евгений Захаров, создатель многих произведений ленинианы, например, памятников Ильичу на территориях завода «Красногвардеец» на Аптекарском острове и Комбината шампанских вин на Свердловской набережной.

Авторами другого бюста вождя под названием «Сталин - генералиссимус», созданного в 1952 году, были знаменитые ленинградские скульпторы Вениамин Боголюбов и Владимир Ингал. Они часто работали в тандеме, среди их наиболее известных работ - монумент Римскому-Корсакову на Театральной площади.

Скульпторы стали и авторами памятника на вершине Поклонной горы в Ленинграде, установленного в 1949 году к семидесятилетию Сталина (искусствоведы считали его одним из лучших в стране монументов вождю). Он был убран после развенчания «культа личности» и выноса тела Сталина из Мавзолея, как и все остальные памятники «отцу народов», которых в Ленинграде было еще четыре - на Средней Рогатке, на проспекте Обуховской Обороны, у Балтийского вокзала и у Смольного...

Еще два бюста из числа «замурованных» изображали ближайшего соратника Сталина - Вячеслава Молотова. Автором одной скульптуры был Владимир Сычев, активно сотрудничавший с Ленинградским фарфоровым заводом, второй - Роберт Таурит. Он, между прочим, один из создателей мемориала «Родина-мать» на Пискаревском кладбище. Бюст Лазаря Кагановича изваяла скульптор Татьяна Кирпичникова, работы которой находятся во многих музеях нашего города.

Каким же образом все эти шесть скульптур оказались замурованы и на долгие годы забыты?

- Во времена Хрущева они подлежали утилизации. Сотрудники были против. Мы обнаружили в архиве их письма в вышестоящие органы с предложениями рассмотреть и оценить художественную ценность каждого произведения и либо вернуть их авторам, либо передать в другие музеи. Ответа не последовало, - рассказала Казанская.

В архиве сохранился листок с карандашной записью, где говорится, что коллеги из других ленинградских музеев отказались принимать «репрессированные» бюсты партийных лидеров. Есть и письмо из отдела фондового имущества тыла Ленинградской военно-морской базы, в котором ее руководство просило передать бронзовые бюсты для переплавки... Тогда сотрудники Военно-морского музея, ссылаясь на оставшееся без ответа письмо в Главное политуправление Министерства обороны, спрятали бюсты до лучших времен...

Теперь обнаруженные реликвии находятся в фондах нового здания Центрального военно-морского музея. В их исторической ценности никто не сомневается. Все они - отражение своего времени, какое бы оно ни было.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

0062