Задача на построение

С детсадами – как с первыми классами: сначала зачисляют «льготников», затем – остальных. Сейчас районы как раз определяются с тем, сколько мест осталось для остальных, и, ожидаемо, далеко не все получат то, на что надеялись.

В последние годы город не отдавал здания дошкольных учреждений «под другие нужды» – наоборот, возвращал ранее отданное.

Но специалисты предупреждают: этот ресурс на исходе.

О текущей ситуации беседуем с начальником отдела общего образования комитета по образованию Санкт-Петербурга Анной ГРУБСКОЙ.

Задача на построение | Иллюстрация chuanpis/shutterstock.com

Иллюстрация chuanpis/shutterstock.com

– Анна Вячеславовна, сейчас ведь в детский сад не «лично» записываются?

– В нашем городе, как и во многих других регионах, нет прямого приема: в каждом районе создана комиссия по комплектованию дошкольных образовательных учреждений, и все заявления, которые родители подают через портал госуслуг либо через МФЦ, поступают в комиссию по комплектованию. С 2014 года заведующие детскими садами никакого отношения к приему не имеют. Действует система электронной очереди, и она позволяет родителям увидеть, где в этой очереди ребенок.


–...И не съехал ли вдруг с 10-го места на 25-е.

– Такое, кстати, вполне возможно: если подали заявления «льготники», они «отодвинут» всех остальных. Зачислят «льготников» – очередь восстановится. Это движение очереди не рукотворное, это электронная система, а люди работают с заявлениями чисто технически – проверяют, все ли они рассмотрены, все ли документы собраны. Если школ в Петербурге 688, то детских садов – 1054, и понять, куда определить ребенка, проще, если все заявления в одной базе. К слову, если прием в первые классы ограничен районом, то в детских садах таких ограничений нет.


– Но число детсадов, куда можно подать заявление, ограничено?

– Да, заявление можно подать в три детских сада. Но в заявлении можно указать, какой из трех предпочтительнее. Нужно отметить, что если мы говорим о детях в возрасте 3 – 7 лет, то всем желающим места будут предложены.


– Это по указу президента.

– Да. Другое дело, что родители могут быть недовольны, если им предлагается не тот детский сад, на который они рассчитывали. Но с учетом постоянного ввода нового жилья и реальных сроков строительства детских садов понятно, что гарантировать место в детском саду во дворе не получается.

Комиссии стараются работать по заявлениям индивидуально; кроме того, в каждом районе есть конфликтные комиссии, которые рассматривают заявления недовольных родителей. Выбор обычно такой: либо, пока не освободится место в выбранном детском садике, походить в другой – либо просто ждать этого освободившегося места.

Вот если мы говорим о детях в возрасте до 3 лет, то здесь не может быть стопроцентной обеспеченности: в Петербурге, к сожалению, нет столько ясельных групп.


– Перечень самых проблемных (в смысле наличия детсадов) районов, наверное, так и не меняется.

– Да, проблемы в первую очередь у микрорайонов массовой жилищной застройки. Медленно вводятся новые детсады в Пушкинском районе – в микрорайонах Шушары и Славянка; в Невском районе, особенно на границе с Ленобластью; в Выборгском районе – микрорайонах Парнас и Осиновая Роща; в Красносельском...

Вы знаете, меня одна звуковая реклама в метро поразила. Парень, уже взрослый, сообщает маме, что собирается с женой приобрести жилье. Мама советует: посмотрите, чтобы рядом детский сад был, поликлиника. А он отвечает: «Нет, самое важное – что рядом с метро». На мой взгляд, здесь как раз надо прислушаться к мнению мамы.


– Парень рассчитывает на метро доехать и до детсада, и до поликлиники. А то, что он в метро с ребенком утром не влезет – не соображает.

– Хочется посоветовать таким молодым семьям: когда приобретаете жилье, смотрите в первую очередь, есть ли детсад, школа, поликлиника. И опирайтесь не только на сведения от застройщика, но и на официальную информацию. Есть государственная программа развития образования Петербурга на ближайшие 5 лет, она в свободном доступе. Есть закон о бюджете Петербурга, приложением к которому является АИП – адресная инвестиционная программа. Там указано, что, где и когда будет строиться – и школы, и детские сады.

И наш комитет, и районные администрации подают много заявок в планы на строительство или хотя бы на проектирование с последующим строительством, но далеко не всегда строители выдерживают сроки.


– То есть вопрос не в том, что застройщик и не думает строить детсад, а в том, что построит его с опозданием?

– Все, что связано с застройкой отдельных территорий, согласовывается с правительством города, и строить жилые дома без объектов образования и здравоохранения не разрешено. И расчеты при застройке кварталов проводятся: на какое количество детей должен быть рассчитан детсад или школа в этом квадрате. Проблема – несоблюдение сроков.

За последние три года было построено 23 детсада. Открыто дополнительно три тысячи мест. Кажется, неплохо – но это лишь 10% от всех мест, которые вводятся в петербургских детских садах.


– То есть остальные 90% мест получаем, расширяя группы, возвращая «бывшие» детсады?

– Да, сейчас в городе вводятся места за счет возвращения детским садам зданий, которые когда-то были переданы другим ведомствам; за счет приобретения зданий, которые строятся инвестором – город их выкупает. За счет оптимизации внутренних резервов самих зданий: когда детей было мало, в групповых помещениях открывали дополнительные спортзалы, музыкальные залы и т. д. – а сейчас район смотрит, сколько таких помещений можно опять использовать для групповых занятий. Плюс изменились нормативы санитарных требований к помещениям детских садов – можно дополнительно взять в группу какое-то количество детей.

В 2014 году вернули четыре детских сада в четырех районах – это 690 мест. В 2015 году вернули три сада в трех районах – это еще 400 мест. По большому счету уже больше нечего возвращать.


– Сколько сейчас человек в очереди в детсады?

– Как я уже говорила, для детей в возрасте 3 – 7 лет очереди нет. Ожидающих в возрасте до 3 лет – около 6 тысяч. Но сюда включены и те, кто подавал заявление на зачисление не на 1 сентября 2016-го, а на 1 сентября 2017-го, 2018-го. То есть это не столько очередь тех, кто не получил места вообще, сколько общая картина на перспективу.


– Доводилось слышать о нехватке коррекционных детских садов.

– В Санкт-Петербурге 56 коррекционных школ и 480 детсадов, которые берут детей с ограниченными возможностями здоровья...


– То есть из полутора тысяч детсадов почти каждый третий – коррекционный? Хотя там ведь группы маленькие...

– В группах разной направленности у нас занимаются 33 тысячи детей с особыми потребностями. И еще 23 тысячи – дети с речевыми дефектами. Категорически несправедливо говорить, что в нашем городе проблемы с коррекционными учреждениями: Петербург – один из немногих субъектов Федерации, кто во время различных преобразований полностью сохранил сеть таких учреждений: есть компенсирующего вида, где действуют только группы для детей с особыми потребностями, есть детские сады комбинированные, где группы и общеразвивающие, и компенсирующие. В детские сады у нас принимают детей даже со сложнейшими нарушениями. Другое дело, что невозможно открыть такие группы в каждом детском саду и обязательно рядом с домом. Но в любом районе они есть.

Наиболее востребованы группы логопедической направленности, несколько меньше – группы для детей с нарушениями зрения. Есть группы для детей с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

Иногда к нам поступают обращения от родителей: срочно открыть группу для детей, например, с проблемами зрения. Но когда комиссия прослеживает ситуацию, оказывается, что открыть отдельную группу нет возможности, поскольку заявителей в этом конкретном микрорайоне – два человека. И тогда уже район ищет ближайший подходящий детский сад. Некоторых детей с тяжелыми нарушениями родители боятся отдавать в детский сад – на этот случай в каждом районе есть служба ранней помощи, которая подскажет, как заниматься с ребенком, чтобы он через год-полтора все же смог пойти в специализированный детский сад.


– Гарантированно попасть в коррекционное дошкольное учреждение можно тоже только с трех лет?

– Нет, детсады компенсирующей направленности комплектуются оперативнее. Во-первых, и деток таких меньше, во-вторых, районы просчитывают потребности по заключениям психолого-медико-педагогических комиссий, которые есть в каждом районе, но родителям нужно обязательно обращаться в эти комиссии, чтобы район понимал, сколько и каких групп нужно открывать.


– Детсад при школе – уже, кажется, тенденция.

– Да, сейчас в Петербурге 87 школ со структурным подразделением – детским садом. Что интересно, опросы показывают, что родители считают главной миссией детсада подготовку ребенка к школе – это заблуждение. Конечно, связь дошкольного образования и начальной школы есть, но дошкольный возраст – особый, надо формировать познавательные, физические способности, помогать расти психологически, эмоционально. Главное, чтобы ребенок был готов к школе не по счету или чтению, а психологически.


– Есть понятие «востребованная школа», куда все рвутся. Среди детсадов такие есть?

– Такого, как в школах – «хочу к этому педагогу!» – почти нет. Скорее, могут быть интересны методики конкретного учреждения – проекты физкультурной или художественной направленности, к примеру. Нередко решающий вопрос – материально-техническое оснащение: чтобы детский сад был новый, с бассейном.

Вы знаете, система образования Петербурга справляется и с оснащением детских садов, и с методическим обеспечением, и с подготовкой высококвалифицированных кадров. Но в том, что касается зданий – внутренние резервы исчерпаны. Единственное, что остается, – ускорить темпы строительства новых зданий детских садов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии