Зачем клипсы машинистам

Сегодня электричку в метро ведет один машинист - помощников сократили еще четверть века назад. После того как внедрили дополнительные системы по управлению поездами, в том числе автоведения. Но механизмы это лишь дополнительные элементы систем безопасности, а жизнь и здоровье пассажиров обеспечивают люди. В первую очередь - машинист поезда. Теперь за его здоровьем ведут контроль в режиме онлайн. Вместе со специалистами подземки нововведение протестировали журналисты.

Зачем клипсы машинистам | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Главный человек в метро должен быть свеж, здоров и готов трудиться полную рабочую смену - восемь часов, с перерывом на обед и отдых, конечно же. Как человек за рулем, пусть даже поезда, машинист в обязательном порядке перед началом смены проходит ПРМО - предрейсовый медицинский осмотр.

Эта процедура занимает лишь несколько минут, потому как почти полностью автоматизирована. Машинист Максим Грачев приходит на медпункт четвертой линии, медработник вешает на его ухо электронную клипсу. Прибор выдает не только показания давления и частоты пульса, состояние здоровья оценивается по 45 параметрам. В результате дается рекомендация о допуске на работу. Процедура хоть и автоматизирована, но, как сказано, почти, то есть не совсем. Рядом на столике лежит алкотестер, проверку на алкоголь делают традиционным способом: «Дыхните!». Максим медосмотр прошел успешно, заключение: «Здоров, как космонавт». Теперь ему прямая дорога в кабину машиниста.

Итак, Грачев разместился на своем исконном месте - за пультом управления поезда, машинистом он трудится уже 7 лет. Но эта рабочая смена ему, видимо, все же запомнится: не каждый день тебя снимают и расспрашивают около двух десятков журналистов. А функционально все привычно. Из нового - только датчик-гарнитура в виде электронной клипсы, прикрепленной к уху, но и с этим датчиком он отработал уже не одну смену.

- После тестирования системы под названием «Штурман», которое проходило в течение года, теперь все машинисты четвертой линии метро обеспечены медицинскими датчиками, контролирующими их состояние во время работы, - сообщила руководитель пресс-службы ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. - Сейчас объявлен конкурс на закупку такого же оборудования для третьей - Невско-Василеостровской линии метро.

Приборы и все электронное обеспечение комплекта отечественное, разработчики - петербургские специалисты. Цель внедрения системы «Штурман» очевидна.

- Решается задача повышения безопасности перевозки пассажиров в метро, - поясняет представитель предприятия-разработчика НПП «Системные технологии» Максим Рюхин. - Одной из основных причин возможных сбоев в работе метрополитена, как любой сложной транспортной системы, остается человеческий фактор. Комплект оборудования «Штурман» позволяет снизить его влияние, помогает машинисту самому контролировать свое состояние, а также эффективно отслеживать из диспетчерской ситуацию в кабине электропоезда.

Работа машиниста, наверное, интересная, но довольно монотонная. Не исключено, что человека может просто клонить в сон от утомления. Электроника эту тенденцию к засыпанию улавливает и выдает информационный звуковой и световой сигнал. Для начала - самому машинисту, без сообщения в диспетчерскую. Если человек, ведущий поезд, его воспримет, то сам сможет привести себя в нормальное рабочее состояние.

Возможна иная ситуация - стресс, сердечные приступы и другие нештатные проблемы в поездке, с которыми машинист не справится самостоятельно. Тогда сигнал автоматически проходит в диспетчерский пункт, который есть на каждой линии метро.

- В этом случае по рации мы связываемся с машинистом и выясняем проблему. При необходимости делаем подмену, в составе каждой смены есть работники, находящиеся в резерве. Человек проходит дополнительное медицинское освидетельствование, если оно показывает, что стресс или срыв в его состоянии были случайными, он возвращается на рабочее место, - рассказал сменный машинист-инструктор Артур Вермишев.

В диспетчерской по каждому из водителей поездов, находящихся на линии, информация сохраняется в автоматическом режиме. На каком перегоне линии находится состав, сколько часов уже отработал машинист, каким было его состояние перед началом смены. Критические ситуации возникают крайне редко, во всяком случае специалисты, обслуживающие четвертую линию, не смогли припомнить случаев, когда машинисту стало так плохо, что он не смог довести состав до платформы.

- Не зря же к работе за пультом управления поездом допускают только абсолютно здоровых людей. Но случалось, что у человека повышалась температура, и тогда приходилось его заменять. Новая система позволит еще эффективнее помогать машинистам и вести контроль за их работой в режиме онлайн, - отметил Артур Вермишев.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5810) от 17.10.2016.


Комментарии