Главная городская газета

Вокруг света с белой тростью

Свежие материалы Общество

Дублер для Обороны

Вдоль Невы хотят построить набережную, которая пройдет параллельно проспекту Обуховской Обороны и станет его дублером. Первым могут проложить участок в районе станций метро «Пролетарская» и «Рыбацкое»... Читать полностью

«Научных школ в России много»

Большинство российских ученых, как я заметил, люди оседлые. Держат родные, друзья, жилье, а если ты руководитель — то и команда. Читать полностью

Там, где начинался конец света

Яркое солнце. Голубое небо. Бесконечные пляжи с белым песком. Лагуны, наполненные прозрачной бирюзовой водой... Но не только безмятежный пляжный отдых привлекает в эту страну: есть еще множество интересного в далекой Мексике. Читать полностью

Острог у карельской границы

Поселок Березово находится на краю Ленинградской области, почти у самой границы с Карелией. Надпись на указателе гласит: «Музей живой истории «Стрелецкий острог». Сворачиваем с шоссе, едем по обычной сельской улице... Читать полностью

Возвращение «Анастасии»

К началу теплого сезона между Петербургом и Таллином возобновлено паромное сообщение. После ремонта на линию опять вышел теплоход «Принцесса Анастасия». Помимо столицы Эстонии судно также заходит в Стокгольм и Хельсинки. Читать полностью

Продажные крылья

Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации завершило расследование уголовного дела в отношении трех жителей Краснодара. Читать полностью
Вокруг света с белой тростью | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Это была самая необычная экскурсия в моей жизни. Очки – в карман, на глаза – черную непроницаемую повязку. Мир вокруг в ту же секунду становится чужим и враждебным. Каждый шаг грозит опасностью.  Тем более – шутка ли сказать – я на борту яхты-катамарана. Кругом ступеньки, перекладины, высокие пороги, какие-то веревки. Переломать руки-ноги или вылететь за борт – только так. Мой экскурсовод симпатичная девушка Женя, правда, тоже ничего не видит. Но ей, увы, повязка не нужна. Она берет меня за руку и осторожно, но уверенно ведет по судну. Вот кухня – мойка, посуда, газовая плита. Вот спальные места. Выходим наверх – под ногами качается прочная сетка, натянутая между корпусами катамарана. Внизу плещется вода.

На борту – полный порядок

Спросите любого яхтсмена, и он уверенно заявит: вода – враждебная стихия. Она не для слабых. Плавание с неподготовленными или, не дай бог, больными людьми должно быть многократно продумано и просчитано. А лучше вообще-то, от греха подальше, таких людей на борт не брать.

Но вот передо мной абсолютно вменяемый и абсолютно здоровый капитан катамарана Lover Олдис Межулис, а рядом с ним – широкоплечий мужчина со взглядом, устремленным в пустоту. Это житель Екатеринбурга, бизнес-тренер, руководитель АНО «Белая трость» Олег Колпащиков. Он – один из авторов ныне уже широко шагнувшей в жизнь идеи инклюзивного плавания под парусами.

Инклюзия, как формулируют ученые, это развитие скрытых ресурсов личности, которое происходит во взаимодействии инвалидов и здоровых людей. Причем, заметим, развиваются и те и другие. Прием этот активно используется для включения «особенных» людей в реальную жизнь. Здоровые и больные вместе учатся, отдыхают, работают. Но подвергать жизнь инвалида риску, на который не каждый и здоровый-то согласится?..

Проект «Паруса духа» родился в 2011 году. Задумал его Сергей Бурлаков из Таганрога – человек без рук и без ног. Паралимпиец, победитель нью-йоркского марафона 2004 года, заслуживший за это звание «Человек планеты». Мастер спорта по легкой атлетике и плаванию, он отлично стреляет, ездит на велосипеде, летает на дельтаплане, вот только на яхте до недавнего времени не ходил. Решил испытать и это.

С Колпащиковым их познакомили общие друзья. Поговорили по телефону, потом встретились и... вместе с тренером по парусному спорту Виктором Клоковым отправились в Хорватию. Там взяли в аренду яхту и начали учиться ходить на ней в инклюзивном варианте. Распределили обязанности: Сергей встал к рулю, Олег – на шкоты (управление парусами) и камбуз. Тренеру оставалось лишь общее руководство.

А вскоре состоялась встреча с рижанином Олдисом и первая экспедиция по Балтике – на этом самом катамаране. Всю жизнь ходивший на яхте, с инвалидами Мижулис, как он сам признался, дела никогда не имел. Решил рискнуть – и не пожалел.

Поначалу, признается, было боязно, но потом он увидел, что они – чрезвычайно дисциплинированные и ответственные люди. Быстро соображают, старательно учатся, с трепетом относятся к технике безопасности. То, что команда капитана на судне – закон, понимают сразу и навсегда.

Взяв на борт несколько незрячих людей, катамаран тогда прошел по странам Балтии и эстонским островам. На следующий год маршрут повторили и вдобавок сходили в Финляндию и посетили Петербург. Потом было еще десять путешествий в разных частях света, объединенных общим названием «Паруса духа». Уговаривать слепых на такие мероприятия поначалу было непросто. Прошло несколько лет – и сейчас от желающих пуститься в плавание нет отбоя.

Не бойся, и все получится!

– В инвалида общество буквально вбивает сознание собственной беспомощности, – сетует Колпащиков. – Его постоянно жалеют, подставляют какие-то «костыли». Для него создают целый искусственный мир, в котором ему уготована роль несчастной жертвы. Да, безбарьерная среда нужна, но только в тех пределах, которые продиктованы требованиями безопасности. В остальном инвалид должен жить в том же мире, что и все здоровые люди. При этом не быть балластом, а приносить пользу обществу. Инвалиды – это 15% населения. Колоссальный ресурс, который должен быть использован. В Израиле, например, инвалиды служат в армии.

Яхта Lover – самая обыкновенная, для инвалидов не приспособленная. Как на ней жить и работать слепому человеку? Главное правило для таких людей – в любой момент времени должна быть опора минимум на три точки: две ноги и рука (скажем, пол и канат-леер), две ноги и попа и т. д. Об этом они помнят постоянно, не теряясь даже в самых трудных ситуациях. А таковые в море, разумеется, неизбежны. Яхту и бросало на камни, и трепало в штормах. Один из самых сильных был... сразу за Кронштадтом. Порвали четыре паруса, кто-то даже умудрился получить легкие травмы. Но ни один по прибытии в порт яхту не покинул.

Из девяти человек на борту – три опытных яхтсмена. Остальные – сменный состав, инвалиды вперемежку со здоровыми. Каждый прекрасно знает «свой маневр». Конечно, слепого к рулю не поставят и на мачту не пошлют. Но на яхте масса другой работы, вполне ему доступной...

– Это не экстрим, – поясняет Колпащиков. – Мы не ставим рекордов и не заставляем человека проявлять героизм. Каждый делает то, на что он способен. Другое дело, что люди своих способностей сами не знают. Вот вы, к примеру, знаете, что слепой может приготовить абсолютно любое блюдо? Я работаю на камбузе, и все моей едой довольны. Здесь стопроцентное привыкание к парусному спорту. Почему – не знаю. Был человек, который очень страдал от морской болезни. Все две недели провел у ведра. Но в следующий рейс снова пошел. И никакой болезни – как заколдовали! У каждого здорового человека, который прошел с нами хотя бы два-три дня, что-то меняется в сознании. Он начинает по-другому смотреть на жизнь. Этот проект не только для инвалидов, но и для оздоровления всего общества.

– Я благодарен судьбе за то, что свела меня с этими людьми, – признается Олдис. – Подзаряжаюсь от них совершенно особой энергетикой. Это не гонки, не зарабатывание денег на платных «покатушках». Это проникновение в другой, невероятно интересный мир...

Послы надежды

Успех воплощения «безумной» идеи – результат огромной работы, проводимой Колпащиковым и его единомышленниками как на воде, так и на берегу. Встречи с молодежью, «круглые столы», мастер-классы. Родилось целое движение, причем в полном соответствии с идей инклюзии к нему примкнули как инвалиды, так и здоровые люди. На «показательных» плаваниях последние надевают на глаза черные повязки, чтобы «уравнять шансы».

В сентябре прошлого года состоялся первый открытый чемпионат Свердловской области по инклюзивному парусному спорту. Прошел он с большим успехом, вызвав интерес не только у любителей гонок, но и у зрителей. А уже в июне нынешнего года в Екатеринбурге прошел открытый чемпионат России.

Идею «Парусов духа» с воодушевлением восприняли в Армении. В мае на высокогорном озере Севан совместно с Армянской национальной федерацией инвалидного спорта был организован тренировочный лагерь под руководством президента федерации Самвела Ростомяна и первого тренера команды «Паруса духа» Виктора Клокова. В рамках гуманитарной миссии прошли встречи и «круглые столы» в Российском центре науки и культуры, Армянском государственном институте физической культуры, Российско-армянском (Славянском) университете, в школе для слепых в Ереване. Тренировки завершились парусными соревнованиями инклюзивных экипажей и гонками на каяках.

В следующем году Колпащиков и его единомышленники планируют отправиться в кругосветное плавание. Нынешний рейс, начавшийся 2 июля в Петербурге, – «пристрелочный». Он продлится два месяца и пройдет через девять европейских стран. Постоянно на судне все это время будут находиться всего три человека – сам Олег и две зрячие девушки Настя и Лена. Остальные, включая капитана, будут меняться. Требование к новому составу экипажа только одно: часть его обязательно должны составлять инвалиды по зрению.

Во всех портах запланированы встречи с единомышленниками – людьми, представляющими аналогичные движения. Последнее мероприятие состоялось в финском городе Оулу и было посвящено очень популярной сегодня в мире теме – социальным инновациям. Выбор места не случаен – один из главных партнеров проекта, корпорация «Росатом», сейчас строит там АЭС.

В Нормандии в годовщину высадившегося там в 1944 году канадского десанта предстоит показательное мероприятие – «высадка» с белыми тростями.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook