Главная городская газета

Век мастера

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Губернатор сжигает мосты

Удастся ли Ленобласти сократить чиновничью рать? Читать полностью

На троечку

Оценили петербуржцы работу поликлиник и больниц Читать полностью

Иск от робота

«Умная» электроника становится самостоятельным игроком на правовом поле Читать полностью

Они ушли победителями

«25 лет РУБОП. Воспоминания остаются...» - так называется книга, выпущенная Лигой ветеранов службы по борьбе с организованной преступностью. Читать полностью

Песни для  судьи

Лето взорвала скандальная новость: свадьба дочери краснодарского судьи... Читать полностью

Платить не торопитесь

Росреестр отказал в регистрации договора в связи с тем, что будущая квартира находится в залоге у банка. В чем причина возникновения такой ситуации? Читать полностью
Реклама
Век мастера | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Жука, знаменитого ленинградского архитектора, автора проекта здания ТЮЗа и многих построек в соавторстве, в том числе аэропорта «Пулково», БКЗ «Октябрьский», резиденции К-2 на Каменном острове, а также станций метро «Чернышевская», «Выборгская», «Достоевская».

В 1950-е годы Жук руководил созданием одной из первых в СССР серий массового жилья - ГИ, дома этой серии строились в Ленинграде и области все последующее десятилетие.

Жук окончил Академию художеств в 1940 году, прошел войну, бежал из плена, вернулся в Ленинград в 1944-м, работал вместе с Евгением Левинсоном и Игорем Фоминым. Несколько десятилетий архитектор руководил мастерской в «Ленпроекте» и учебной мастерской в Академии художеств.

По просьбе нашей газеты ветераны ленинградской-петербургской архитектуры ответили на вопрос, как кратко охарактеризовать Александра Жука. Владимир Попов назвал его «строящим архитектором, который продолжал совершенствовать проект в ходе строительства».

Сергей Шмаков говорил о целеустремленности Жука, он работал над проектами от первых эскизов до укладки последнего кирпича. Во время строительства ТЮЗа Жуку было немногим более 40 лет, но он был безусловным авторитетом для всех его участников, прорабы «стояли при нем на цыпочках».

По словам Юрия Земцова, который работал преподавателем в учебной мастерской Жука, тот был абсолютно преданным своему делу, работа была для него самым главным.

Визитными карточками Жука (в этом году несколько круглых для него дат) стали новый ТЮЗ на Пионерской площади, построенный в 1962 году, и здание аэропорта «Пулково», которое приняло первых авиапассажиров в 1972-м.

Юные зрители, конечно, не знали таких слов, как «неоконструктивизм» и «суровый стиль» в архитектуре по аналогии с направлением в советской живописи. Но светлые просторные фойе и уютный амфитеатр зрительного зала с удобными для детей креслами создавали ощущение театрального праздника еще до открытия занавеса.

Новое «Пулково» выгодно отличалось от прежнего аэровокзала огромным, как тогда казалось, залом вылета, с пятью наклонными световыми фонарями-стаканами и двумя круговыми балконами с видами на зал прибытия. Здание напоминает и океанский лайнер, и космический корабль. Путешествие - это тоже праздник, утверждало произведение Жука и его команды. В 1974 году они получили за «Пулково» Государственную премию СССР.

Когда позже по требованиям безопасности главное пространство аэровокзала разделили на отсеки, это ощущение пропало.

Но не случайно несколько лет назад при проектировании современного аэровокзального комплекса теперь уже старое здание Жука было полностью сохранено. Союз архитекторов Петербурга включил его в список архитектурного наследия 1960 - 1980-х годов, требующего государственной охраны.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook