В штаб с барабаном и кочергой

В Главном штабе открылась первая постоянная экспозиция искусства Африки в Эрмитаже. Всего один зал, 40 предметов. Но, как сказал на вернисаже Георгий Вилинбахов, заместитель генерального директора музея по науке, это и большая ответственность, и большая радость.

 В штаб с барабаном и кочергой  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Африка не входила в сферу геополитических интересов Российской империи, поэтому оттуда не привозили дипломатических даров, военных трофеев, находок из этнографических экспедиций. Но универсальный музей мирового масштаба, каким является Эрмитаж, искал способы приобрести и показать африканское искусство.

В 1988 году Владимир Арсеньев, сотрудник Кунсткамеры, африканист, несколько лет живший и работавший в Мали, подарил Эрмитажу фигуру женского божества плодородия и маску. Вскоре по инициативе Бориса Пиотровского музей купил часть коллекции Арсеньева, который отобрал этнографические вещи художественного качества - маски, амулеты, одежду, украшения, мечи. Год назад петербургский меценат Сергей Гирдин подарил Эрмитажу свое собрание, которое включает предметы с антикварной историей.

В итоге сложился фонд из 260 единиц хранения, в основном из западной части континента, которые изготовлены с конца XIX века по середину ХХ века. Они использовались в древних ритуалах и церемониях и дают представление о традиционной культуре Африканского континента.

Как сообщил нашей газете Андрей Большаков, заведующий сектором древнего Востока, для первой экспозиции отбирались вещи, которые изменили эстетику европейского искусства ХХ века. Известно, например, как увлекался африканским искусством молодой Пикассо, картины которого теперь совсем рядом, двумя этажами выше.

В центре новой экспозиции - золотая подвеска и символ плодородия, деревянная фигура женщины, кормящей ребенка. Оба предмета происходят из Кот-д,Ивуара. Медная фибула из Мали украшена четырьмя фигурами - это предки и потомки ее обладателя.

Деревянную маску быка - символ силы вождя камерунских племен носили его служители и судьи.

Церемониальная кочерга из Нигерии украшена изображением духа Огуна - покровителя кузнечного дела. По мнению африканистов, дух из меди на железной кочерге означает, что данное племя защищено от нравственной коррозии.

Белая обрядовая маска из Габона обозначала переходное состояние, она использовалась на свадьбах и похоронах. Ритуальный барабан из Анголы совершенно не похож на привычный для нас музыкальный инструмент. Это фигурка человека, внутри которого находятся камешки или гвозди. Игрой на нем привлекали духов предков, чтобы посоветоваться с ними, как жить дальше.

Единственное произведение из ткани - флаг асафо (местной милиции) из Ганы. На нем изображены энергичные служители порядка, но часть полотнища состоит из другой ткани без картинок. Специалисты предполагают, что это способ высмеивания отряда-конкурента. Единственное авторское произведение - миниатюрная скульптура «Голова человека» Фанизани Акуды из Зимбабве, который соединил традиции своей родины и европейский модернизм.

Открытие остальных четырех залов постоянной экспозиции искусства Африки намечено на 2018 год.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии