Учителей построят по ранжиру

С 2017 года планируется ввести специальные звания: «помощник учителя», «учитель», «старший учитель» и «учитель-наставник». Эту новость на минувшем Петербургском педагогическом форуме сообщила замминистра образования Н. В. Третьяк. Вероятно, изменится сам порядок аттестации учителя, и в начале процесса (со слов Натальи Владимировны) звания будут присвоены «самым квалифицированным учителям». То есть тем, видимо, кто по итогам прошлой аттестации имеет высшую категорию.

Учителей построят по ранжиру | РИСУНОК Николая ВОРОНЦОВА

РИСУНОК Николая ВОРОНЦОВА

  Кто тут за старшего?

О том, что действующая процедура аттестации не дает объективного представления о квалификации учителя, не говорил только ленивый. Просто один учитель сразу же по окончании процедуры аттестации начинает заботиться о грядущей и собирать бумажки, подтверждающие его великие свершения, и складывать их в «портфолио», а другой, не хуже, про «портфолио» вспоминает в последний момент, нередко не поспевает набрать нужное количество баллов и категорию получает «пожиже».

Высказывается мнение, будто грядущее разделение учителей обеспечит педагогу профессиональный рост, которого ему так не хватает. И логика подсказывает, что такой карьерный рост должен как-то визуально оформляться. Придется вводить какие-нибудь значки, бляхи, медальки – дабы все видели, что перед ними не простой учитель, а, к примеру, «учитель-наставник».

Естественно, в педагогической среде кто-то будет с гордостью носить «знаки отличия», но большинству захочется материального подтверждения своих «чинов». И, вне всякого сомнения, это случится. Получившим звания увеличат жалованье. Но поскольку ассигнования на образование в ближайшие годы увеличивать не собираются, случится то, что по-умному называется «игра с нулевой суммой». Пайка одних будет расти за счет пайки других.

Еще один вопрос. Как быть с документом «государственного образца» об образовании, то есть с дипломом? Там у человека записано, что он учитель. А не «помощник» учителя.

Готов поделиться личными наблюдениями. Самые толковые учителя менее всего интересуются наградами. Для них главное – дать яркий урок. А потому сильно опасаюсь, что разница между Учителем (да, с большой буквы) и «старшим учителем» будет как в байке про даму, которая была круче Карла Маркса, потому что тот был просто экономист, а дама – старший экономист.

И лично для меня остается не проясненным еще один вопрос: что с чинопочитанием? Должен ли будет «учитель» отдавать честь «старшему учителю» или достаточно встать, когда «старший» зайдет в учительскую?

За зарплату и стипендию

Сейчас завершается очередной набор в негосударственный проект «Учитель для России», который был запущен в 2015 году. Участвуют в нем выпускники непедагогических вузов. Проект создан по аналогу с теми программами, которые действуют в четырех десятках стран мира. «Мы отбираем лучших молодых специалистов в различных областях знаний, чтобы раскрыть их педагогический потенциал и дать новый импульс развитию российского школьного образования», – сообщает сайт проекта. И еще: «Долгосрочная цель программы – создание сообщества молодых талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития».

Конечно, омоложение кадров – дело необходимое. Сегодня каждый шестой российский учитель – пенсионер. Но при чем здесь непедагогические вузы? Вроде как вузы педагогические каждый год выпускают тысячи выпускников, и половина где-то растворяются. Понятно: учительская зарплата на начальном этапе, чего греха таить, копейки.

Нет, «непедагогов» (экономистов, химиков, ветеринаров, специалистов лесного хозяйства и т. д.) привлекают не копейками: к учительской зарплате привлеченный новичок будет получать стипендию – до 35 тысяч рублей. Как сказано, в течение двух лет работы.

Конечно, мы помним, как в конце прошлого века ввиду сворачивания реального сектора экономики в школы пришло толковое пополнение без педагогического образования – но то была не совсем молодежь. А вполне сложившиеся люди. И брались они преподавать то, что было им «по профилю». Химик начинал учить химии и биологии. Инженеры брались за физику, математику и информатику.

Когда в проекте «Учитель для России» выпускница факультета международных отношений СПбГУ идет преподавать иностранный язык – это понятно: мест в посольствах на всех не хватает, а языковая подготовка на факультете серьезная. Но если выпускница экономического факультета пойдет учить детей литературе (это во всяком случае программой не запрещено)... Поневоле возникают вопросы. Действительно ли девушку не устраивает неинтересная ей работа в банке? Или у нее «по специальности» не очень получается?

Главное, не совсем понятно, как в таком случае быть с «профессиональным стандартом учителя»? Его основное требование – наличие у учителя педагогического или профильного образования.

Скорее всего, ради эксперимента на стандарт в нашем случае просто наплевали. Видимо, зная ему цену. Тем более что для участников проекта есть свой, извините, «стандарт», а согласно ему, необходимо иметь хоть какое высшее образование и знать один иностранный язык. Еще нужны высокая мотивация работать с детьми, глубокое знание своего предмета, способность им заинтересовать детей и стрессоустойчивость.

Но, видите ли, мотивация не измеряется никакими надежными инструментами. А требовать «глубокое знание своего предмета» с человека, который предметником не является, – фантазия. Обязательное знание иностранного языка – такая же ерунда, как требование к учителю вести страницу в соцсети: вроде не вредно, но не всем надо.

А вот стрессоустойчивость – согласен, понадобится. Понадобится преподающему историю «неисторику», когда закончится проект. А с ним и дополнительные денежные плюшки. И останется наш герой с голой зарплатой и кучей отчетности.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5702) от 17.05.2016.


Комментарии