У «Полтавы» дубовый хребет

Исполнилось три года с момента закладки реплики петровского линейного корабля «Полтава». Первый российский 54-пушечный линейный корабль, спроектированный и построенный при личном участии императора, был спущен на воду в 1712 году. Его достоверная копия воссоздается в Лахте, на верфи исторического судостроения, при поддержке ПАО «Газпром».

У «Полтавы» дубовый хребет | ФОТО предоставлено пресс-службой Яхт-клуба Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой Яхт-клуба Санкт-Петербурга

Проект «Полтава» начался в 2013 году. «Дольше всего искали дерево на киль - почти год, - говорит главный строитель «Полтавы» Михаил Плеханов. - Требования к этой детали предъявляются очень высокие, ведь это основа, «хребет» корабля!» Наконец подходящие стволы дуба были найдены, обработаны и 27 февраля 2014 года соединены в единый килевой брус длиной 36 м.

Специальные оцинкованные крепления забили директор верфи Андрей Грошиков, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров и Михаил Плеханов. По традиции корабелов, в месте соединения килевой оставлена памятная табличка с именами мастеров. Первый шпангоут был установлен уже 5 марта.

Спустя три года кропотливой работы историков, инженеров и строителей 54-пушечный линейный корабль «Полтава» уже обрел черты и поражает свой грандиозностью.

«Сейчас завершены две трети работ по постройке корабля. Полностью готовы закладка и поперечный набор. Установлено 80% обшивки, из трех палуб готовы полторы. Более половины рангоута - мачты и реи - изготовлены, заканчиваем парусные комплекты. Мы движемся. Сама верфь значительно выросла. Сейчас это пилорама, сборочный, рангоутный цеха, столярная и парусная мастерские и, безусловно, кузня», - продолжает Михаил Плеханов.

Реализация столь масштабного проекта - очень смелое начинание. Вопрос не только в финансировании - сложности возникают на каждом шагу. Это и подбор леса, проектирование частей корабля, разработка технологий постройки, квалификация персонала и многое другое. Сегодня для строительства «Полтавы» выпущено уже более тысячи чертежей, использовано свыше 1800 стволов дуба и дерева других пород. Параллельно проведена огромная работа с Российским морским регистром судоходства в направлении разработки стандартов и технических условий, которым должна соответствовать «Полтава». Специалисты регистра еженедельно инспектируют строительство корабля.

Сейчас перед коллективом верфи стоит сложная задача - спуск корпуса корабля на воду, который состоится уже в нынешнем году. Далее строительство будет продолжено и займет еще не менее года. «Уверены, экспозиция, которая разместится на «Полтаве», не будет уступать лучшим существующим мировым аналогам, - говорит Андрей Грошиков. - К нам на экскурсию уже приходят тысячи петербуржцев и гостей города. «Полтава» прочно удерживает позицию в десятке достопримечательностей Санкт-Петербурга».

Часто возникает вопрос о том, насколько строящаяся «Полтава» точно повторяет петровский корабль? «Точных чертежей той «Полтавы» не сохранилось, равно как и детальных изображений, - рассказывает Плеханов. - Кроме того, требования Морского регистра вносят некоторые коррективы в конструкцию корабля. К примеру, это наличие водонепроницаемых переборок, вес балласта и многое другое. Тогда корабли строили «на глаз», а сейчас это более чем точная наука!». По словам корабела, современная «Полтава» будет остойчивей и надежней, а главное - очень изящной и грациозной.

Экскурсионный отдел верфи работает с 2014 года. Экскурсии и мастер-классы для взрослых и детей проводятся ежедневно. 

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.


Комментарии