Тариф на тот свет

Есть у православных россиян незыблемое правило – навещать и прибирать могилы родных и близких. Эта не столько обязанность, сколько потребность души. Ибо, как сказал Гейне, под всякой могильной плитой лежит всемирная история... И отношение к упокоенным и состояние кладбищ – это зеркало души общества. Но что надо сделать, чтобы кладбищенский порядок не нанес непоправимых травм бюджету?

Тариф на тот свет | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

На могилу –
с прейскурантом

У могилы близкого не стоит торговаться с загорелыми добровольными «помощниками», которые «за долю малую» готовы оформить захоронение. Ведь в конторе каждого петербургского кладбища к началу сезона установочных работ обычно уже вывешен прейскурант на них. Утверждается он в городском казенном учреждении «Специальная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела». В случае если такой бумажки нет, можно позвонить в отдел ритуального обслуживания населения по телефону 717-07-32.

Люди, которые знакомятся с прейскурантом впервые после долгих лет решения вопросов прямо «в поле», рискуют впасть в транс от чувства обиды и сожаления об излишних тратах, произведенных в прошлые годы, – цены на установку поребрика или памятника могут отличаться в 2 – 3 раза! Как поясняют в дирекциях кладбищ, предложения «энтузиастов» у могил незаконны, и вы, соглашаясь на них, сами несете ответственность за свое решение и его плоды. Пожаловаться на ненадлежащее качество выполнения работ официально вы уже не сможете.


Роскошь и милостыня

Бдительность на кладбище – вещь необходимая, но идущая вразрез с душевным состоянием, которое, как правило, нашептывает, что жадничать у могилы близкого совестно. На этом и паразитируют кладбищенские «добровольцы», а по сути, бессовестные барыги.

Для тех, кто в этом усомнился, стоит провести небольшой психологический ликбез. Дело в том, что человек, потерявший любимого человека, в девяноста случаев из ста испытывает чувства раскаяния и вины перед ушедшим за нанесенные тому обиды. Правда, одни (и таковых, судя по количеству заброшенных могил, не так уж и мало) дегуманизируют умершего, невольно или намеренно вспоминая его недостатки, и вычеркивают его из памяти, переставая ходить на кладбище. Другие же стремятся соорудить дорогие надгробия или склепы, отдавая покойному главную свою ценность – денежные средства. Третьи устанавливают достаточно скромные памятники, без пафоса, ухаживают за могилами своими усилиями, почитая благотворительность, милостыню и собственное безгрешное житие лучшим поминовением ушедшему. Чтобы там, где ближе к чистоте, за нас не постыдились!

Вот эти третьи – самые невыгодные для кладбищенского бизнеса – «потребители» знают, что в Небесной обители ценятся не денежные, а душевные вложения в память, что нашим родным на том свете вовсе не нужно, чтобы мы на земле снимали с себя последние штаны и «клали зубы на полку» ради благоукрашения могилы. И это главный аргумент против стыдливой благотворительности в пользу нагловатого вымогателя.


Сам себе копатель

Не секрет, что многим посетителям кладбищ самим и за свой счет приходится производить работы по благоустройству – рыть канавы, убирать мусор. Вот пример из собственного опыта: на одном из дальних и непопулярных участков Южного кладбища, где похоронена моя мама, мы с мужем в течение одиннадцати лет два раза в год прокапывали канаву длиной пятьдесят метров – для стока воды, заливающей шесть могил вокруг. Иначе не только посадить цветы, но и пройти там без резиновых сапог было невозможно.

Дело в том, что сами захоронения когда-то произвели в ложбине, служившей стоком с горы, не подумав прорыть здесь дренажную канаву. Никакие взывания к совести добровольных «помощников» не помогали. Когда муж умер, я обратилась в контору. После долгих переговоров, перемежавшихся криками, слезами, угрозами, канаву прокопали, нашли и положили дренажную трубу. Только после этого ряд могил перестал превращаться в непроходимое грязевое болото.

Хотя инициативе родственников на кладбище обычно не рады. Помню, как меня предупредили, что самостоятельно привинчивать табличку к памятнику запрещено. Мол, своими неумелыми действиями я могу нарушить его устойчивость и он упадет прохожему на ногу! Похоже, что возможность того же прохожего ненароком утонуть в грязевом болоте на месте могилы тех же работников никак не волнует! Как и мусор, который на участок привычно сбрасывают, когда по соседству ведутся установочные работы. Эту печальную традицию периодически разрушают посетители, эвакуируя доски, обломки цементных раковин и обветшалые букеты поближе к санкционированным помойкам.


Бога не боятся!

В ходе многолетнего общения с кладбищенскими работниками выяснилась главная причина неприглядного вида кладбищ: в существование человеческой души они не верят, загробного бытия не признают. Превращение кладбища в бизнес-объект является следствием откровенного стяжательства. Хорошо убираются лишь дорогие участки с богатыми захоронениями поближе ко входу. Вероятно, именно здесь и бывают проверяющие.

При этом на каждом практически кладбище есть храм или часовня. Тем удивительнее столь откровенная религиозная неосведомленность его тружеников о русских традициях похоронного обряда. О том, что кладбище – место святое, что работа на нем ко многому обязывает, как почетная и ответственная. К слову, в провинции еще действенна угроза не хоронить провинившегося односельчанина на «своем» кладбище. Это равносильно отторжению его предками и забвению.

Как хотелось бы попросить священников хотя бы изредка проводить с кладбищенскими работниками беседы на тему «Жизнь после смерти», чтобы мы, приходя на могилы, общались не с функционерами, а с людьми. Ведь бизнес на горе уродует души и тех, кто плачет, и тех, кто утирает им слезы их же денежными купюрами.

Запомните главное: кладбище — это предприятие с аббревиатурой «ООО», все работы на кладбище производятся по прейскуранту и оформляются официально. Встречаясь на могиле близкого с настойчивым «помощником», поинтересуйтесь у него, насколько хорошо он знаком с расценками, подписанными директором кладбища, приходится ли ему ухаживать за могилой своих близких... И, не стесняясь, расскажите ему, как один кладбищенский дяденька-рабочий отказал старушке в ведерке песочка, а, отойдя от могилки, нечаянно споткнулся, упал и ударился головой о камешек, и как та старушка его, бугая, два километра на своем переднике, как на плащ-палатке, до медпункта тащила. Скажите: «А я вас не потащу!». Это будет ваш вклад в собственное человеческое достоинство в условиях тотального им пренебрежения!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии