Стакан парного... порошка

Социальные сети пестрят гражданскими инициативами и петициями. Мы тут с группой друзей-товарищей, посовещавшись, тоже решили петицию создать. И призвать к ее подписанию широкие общественные массы. Петицией своей настоятельно требуем: поместить в Красную книгу России... натуральное коровье молоко! Ну и что, что в нее заносят только редких представителей флоры и фауны. Создадим прецедент, занесем практически исчезающий продукт.

Стакан парного... порошка | РИСУНОК Леонида МЕЛЬНИКА

РИСУНОК Леонида МЕЛЬНИКА

Сухой надой

Про Красную книгу, конечно, шутка. Но, как и в любой шутке, есть в ней доля правды. Она в том, что Россия из-за катастрофической нехватки собственного сырого молока увеличивает в странах ближнего и дальнего зарубежья закупки сухого. Одновременно увеличиваются и закупки концентрированных сливок.

Как это выглядит в цифрах, показывает статистика Федеральной таможенной службы за первый квартал нынешнего года (данные полугодия еще не обнародованы).

Итак, за первые три месяца 2017-го из стран дальнего зарубежья было импортировано 15,2 тысячи тонн (в 3,7 раза больше в физическом и в 4,5 больше в денежном выражении, чем годом ранее). Из стран СНГ завезли 41,7 тысячи тонн (по сравнению с 31 тысячей тонн годом ранее).

В национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) говорят о корректировке импортных потоков, а именно: из стран дальнего зарубежья завозить стали больше, чем из ведущей молочной «кормилицы» России - Белоруссии. Связано это с ценовой конкуренцией. Директор аналитического департамента Союзмолока Алексей Воронин пояснил: «Такое развитие ситуации неудивительно - занимает рынок тот, кто может дать более низкую цену. Дешевое сухое молоко в Россию везут из Новой Зеландии, Турции и Ирана». В списке экспортеров, по данным аналитического центра MilkNews, также отметились: Швейцария. Аргентина, Уругвай, Коста-Рика.

В целом же в первом квартале было импортировано 1,1 миллиона тонн молокопродуктов на общую сумму 404,4 миллиона долларов. Объем импорта в физическом выражении вырос почти на 10%, в стоимостном - на 56,2%.

Импортные поставки могут потянуть за собой падение рентабельности молочной отрасли в стране и, как следствие, снижение молочного поголовья, увеличение незапланированных расходов и банкротства предприятий. Ситуация может усугубиться еще и из-за нынешнего дождливо-холодного лета, которое срывает планы кормозаготовительной кампании.

При всех локальных достижениях в молочной отрасли - как, к примеру, взлет продуктивности коровьего поголовья в Ленинградской области - в целом она остается в глубоком и затяжном кризисе. В прошлом году отрасль потеряла 158 тысяч голов молочного стада и 73 тысячи тонн молока (относительно предыдущего года). Дефицит сырого молока достиг 7 миллионов тонн.

В Минсельхозе подсчитали: России не хватает восемьсот молочных ферм, чтобы выйти на самообеспеченность по молоку. Причем фермы должны быть крупными - на 3 тысячи голов. Столько в одночасье не возвести. А раз нет сырого молока, даешь сухое!

Летом родилось, зимой пригодилось

Кто-то считает сухое молоко порождением советской эпохи. «А молочко-то порошковое было, - говорила в те годы придирчивая хозяйка, рассматривая на свет опустевшую стеклянную бутылку. - Вон, хлопья по стенке ползут».

Действительно, сухого молока в те годы отечественная промышленность вырабатывала много. Из-за сезонности. Поголовье коров в колхозах и совхозах насчитывало тысячи, да к тому же почти на каждом деревенском подворье была своя «кормилица».

Летом начинался сезон «большого молока». Настолько большого, что появлялись излишки. Вот это «лишнее» молоко и отправляли на сушку, делали из него порошок. Чтобы зимой, когда общественные буренки отдыхали в ожидании приплода и, соответственно, не давали молока, заводы продолжали работать, но уже «на порошке».

Так было не только у нас, но и в иных странах-государствах. А само сухое молоко вовсе не порождение советской эпохи, а продукт XIX века. Его коммерческое производство, начавшееся в 1832 году, запустил российский химик Михаил Дирчов. Имя же автора идеи безвозвратно кануло в Лету...

Для любопытствующих: чтобы сырое молочко, поступившее на завод, стало сухим, ему необходимо пройти пять этапов.

* Нормализация нужна для того, чтобы уменьшить или увеличить жирность молока. Установки, которые производят сухое молоко, рассчитаны на определенный процент жира.

* Пастеризация, про которую каждый школьник знает, - это очищение от болезнетворных бактерий и вирусов.

* Сгущение или варка. На этом же этапе определяется, каким будет молоко - цельным или обезжиренным. Все зависит от того, сколько определенных веществ будет содержатся в одном грамме порошка. При помощи этого процесса получают также любимую многими сгущенку, только в молоко добавляют сахар.

* Гомогенизация - сложнейший химический процесс, у которого есть простое пояснение: смешивание до равномерной консистенции.

* Сушка - полученную смесь высушивают на специальном аппарате до нужной влажности.

Срок хранения цельного молока сравнительно мал, а калорийность велика. В обезжиренном продукте содержание жиров - по минимуму, благодаря чему хранится он дольше и требования к хранению не такие жесткие. Остальных же веществ в обезжиренном примерно столько же, сколько и в цельном.

О пользе и вреде сухого молока спорят диетологи всего мира. Сходятся во мнении, что полезных веществ после сушки в нем остается немало. Хотя больше теряется. И если уж есть возможность пить натуральное молоко, то это лучше, чем разводить сухое.

Главную же опасность видят в оксистеролах, которые образуются при сушке молока. Это биоактивные соединения, производные стероидов. В основе их строения - холестерин.

Неизвестно, по каким «хлопьям» на стенках бутылок досужие советские хозяйки могли различить порошок в молоке. Определить на глазок - из сухого или из «мокрого» молока произведен продукт, - практически невозможно. Сделать это можно только при помощи специальной экспертизы. Например, спектрального анализа. Говорят, едоки с особой органолептикой тоже могут отличить сухое от «мокрого». Будто бы порошковое молоко слаще обычного.

Регламент попрали

Справедливости ради: без использования сухого молока не обходится сегодня производство многих молочных продуктов - йогуртов, например, или мороженого. Там оно предусмотрено рецептурой.

Но совсем другое дело, когда тратишь свои кровные на пакет разбодяженного водой сухого молока. Почему-то названного производителем самым что ни на есть «живым», чуть ли не из-под коровы.

Тема не новая, как анекдот с длиннющей бородой. Ровно десять лет назад в России впервые был принят технический регламент на молоко и молочную продукцию. Ровно десять лет назад закон РФ потребовал называть молоко, изготовленное на основе сухого, или восстановленным продуктом, или молочным напитком.

И ровно десять лет многие производители плюют на этот закон с высокой колокольни! Ну нет на наших прилавках ни восстановленного молока, ни молочных напитков. Кругом и около - натуральное цельное молоко из-под коровы. И цена соответствующая, высокая.

Сегодня средняя стоимость литра пастеризованного молока в торговой рознице Петербурга (данные Петростата) - 64 рубля 86 копеек; стерилизованного - 69 рублей 18 копеек.

Без малого полгода назад Минсельхоз, озабоченный нехваткой сырого молока, объявил о необходимости внести в техрегламент некоторые поправки. Одна из них касалась разрешения использовать в переработке молоко коров, больных лейкозом. По мнению специалистов, вирус погибает уже при температуре 60 градусов, поэтому пастеризованное молоко от такой буренки для человека безопасно. Об этой инициативе мы тогда же подробно рассказали в нашей рубрике «Что - почем».

Сегодня тема использования молока лейкозных коров широкой огласке уже не предается. Возможно, ее инициаторы прислушались к мнению оппонентов, утверждавших, что вирус изучен не до конца и вести себя может непредсказуемо. Возможно, дальнейшее обсуждение и принятие решений ограничилось служебными кабинетами чиновников.

Между тем появился официальный документ под неподъемным для обывателя названием «Проект решения Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 0033/2013)». Солидный такой документ, подтверждающий оборот сухого молока на нашем рынке и крепко закручивающий гайки недобросовестным производителям. Он в очередной раз обязывает молочников называть молоко молоком, питие из порошка - восстановленным молоком или молочным напитком. Кстати, и к заменителям молочного жира (вспомним про пальмовое масло) требования ужесточились.

Проект отправили на согласование в Минэкономразвития. Тот завернул документ на доработку, указав в сопроводительном письме, что такие требования комиссии могут «повлечь избыточные запреты и ограничения для предпринимателей».

Про интересы потребителей, понятное дело, ни слова.


Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в июне по сравнению с маем повысились на 0,5%. С начала года - на 4,0%.

Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 3,0%. Капуста свежая стала дороже на 24,7%, морковь - на 21,1, картофель - на 18,4, свекла - на 14,5, яблоки - на 14,0%. При этом свежие огурцы подешевели на 23,5%, помидоры - на 21,6, бананы - на 3,7%.

Возросли цены на сахарный песок - 0,8%, алкогольные напитки - 0,7, консервы мясные и масло сливочное - 0,6%. Снижение цен отмечалось на яйца - 3,0%, крупу гречневую - 2,3, рис и булочные изделия из муки 1-го сорта - 1,7, масло подсолнечное - 1,4%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах июня составила 5029 рублей 37 копеек в расчете на месяц, что на 140 рублей 98 копеек выше, чем в мае.

Из непродовольственных товаров возросли цены на табачные изделия - 1,0%, детскую одежду - 0,6, бельевой трикотаж и обувь - 0,3%. Отмечалось снижение цен на планшетные компьютеры - 3,3%, миксеры, блендеры - 2,9, утюги - 2,7%.

Проезд в поездах дальнего следования стал дороже в среднем на 13,9%, полет в самолете - на 10,5%. Цены на услуги зарубежного туризма возросли на 2,3%, услуги связи - на 2,1, медицинские услуги - на 1,0%.

#молоко #сухое #восстановленное

Комментарии