Главная городская газета

Сладкий оборотень: все ли сухие завтраки полезны?

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Реклама
Свежие материалы Общество

Базар-вокзал

Спор между перевозчиками и автовокзалом Петербурга вышел на федеральный уровень Читать полностью

Дело о скамейке

Достучаться до МО (и Малая Охта, увы, не исключение) не так уж легко. В отличие от сотен чиновников городских комитетов и ведомств, муниципалы - закрытая каста, Читать полностью

Помидор раздора

Несмотря на то что наши рынки насыщены в основном томатами красного цвета, в палитре культуры есть больше десятка вариаций окраски плодов Читать полностью

Не до жиру

О тонкостях фальсификации рассказывает профессор Татьяна ПИЛИПЕНКО. Читать полностью

Под знаком лошади

В Петербурге открывается выставка, посвященная, как уверяют организаторы, самому красивому животному на земле - лошади. Читать полностью

Ажиотаж на пустом месте

Бывает, сболтнет какое-нибудь интернет-СМИ (или даже не Интернет...) что-нибудь по глупости и пойдет лживая информация по всем городам и весям. Читать полностью
Реклама
Сладкий оборотень: все ли сухие завтраки полезны? | РИСУНОК Алексея КУСТОВСКОГО

РИСУНОК Алексея КУСТОВСКОГО

Подкрепившись неделю назад галетами и крекерами, мы пообещали едокам виртуальную экскурсию по рынку сухих завтраков. Печенье на нем лишь скромный сегмент, куда более вместительные ниши там занял другой провиант.

Отруби – отрубили

Современное товароведение делит все сухие завтраки на пять видов: хлопья, подушечки, формовые, воздушные и кукурузные палочки. На самом же деле, подсказывают маркетологи, сухих завтраков – великое множество.

Как не вспомнить, например, про мюсли? Но они, оказывается, входят в первую группу традиционной градации. Или вот вопрос: что значит «сухие формовые завтраки»? Ответ: это всякие там колечки, шарики, звездочки, сформированные из зерновых хлопьев, чаще всего кукурузных, и так любимые малыми детками. Но тогда непонятно, почему подушечки выделены в отдельный вид. По сути, тоже ведь вроде как формовое изделие.

Впрочем, все эти тонкости нам, потребителям, по большому счету ни к чему. Нам лишь бы вкусно было, полезно и по деньгам доступно.

Впервые на рынок сухих завтраков наша рубрика «Что – почем» всерьез заглянула ровно десять лет назад, в 2007 году. На тот момент в утренний рацион едоков уже вошли каши быстрого приготовления, а детишек за домашним завтраком пичкали кукурузными колечками, слегка размоченными молочком («Как в американском фильме!» – радовались наши отпрыски).

Сложным маркетологи называли один только сегмент рынка: мюсли. Основными потребителями этой недешевой в те годы еды оставались в основном жители двух столиц – Москвы и Петербурга и подтянувшиеся за нами обитатели российских городов-миллионников. На периферии этот продукт особым спросом не пользовался – ну невозможно было доказать российскому аборигену, что смесь расплющенных зерен пшеницы, ржи или овса, приправленная сушеными фруктами и орехами, чем-то лучше традиционной каши на завтрак.

Для любопытствующих: при обработке круп со злаков снимается оболочка, она уходит в отруби. Вместе с ней уходят белки, набор витаминов, часть растительных жиров. Технология приготовления мюслей исключает этот процесс. Чтобы сохранить все полезные свойства зерен и обеспечить продукту длительное хранение, их не лущат, а расплющивают и потом обрабатывают инфракрасным излучением.

Более пристального внимания этот продукт удостоился только после финансового кризиса 2008/2010 годов, когда с рынка ушел почти весь мюсли-импорт. Появились свои производители (правда, с участием иностранного бизнеса), а с этим и цена товара стала более доступной.

Ланч одинокого пастуха

Особым продуктом стал батончик-мюсли. По мнению аналитиков исследовательского агентства «GFK-Русь», к его активной дегустации едоки России приступили лет пять-шесть назад. А по итогам 2014 года он был признан – цитата из официального отчета – «наиболее динамично развивающейся категорией рынка готовых завтраков в России». С прогнозом: «устойчивая позиция в портфеле покупок россиян».

С какой такой радости нас потянуло на батончики, легко догадаться. Первое: всепоглощающая лень. Конечно, оправданная необходимостью с утра пораньше куда-то срочно бежать и что-то глобальное вселенское производить. У торопящихся сограждан уже нет времени не то что сварить традиционную кашу, но даже залить готовые хлопья молоком/соком/минералкой, чтобы не торопясь позавтракать.

Второе: кажущаяся дешевизна продукта. На нее больше всего клюют студенты. Стоимость батончика (25 – 30 граммов) от 14 до 25 целковых. Копейки!.. В момент покупки калькулятор в мозгах слегка тормозит, и то, что дешевизна мнимая, не сразу просчитаешь.

Третье: на вкус – приятнее не придумаешь, сладенько...

Продукт этот, близкий к привычному для нас формату и рецептуре, был задуман как лечебное питание швейцарским врачом (иногда его называют «пионером диетологии») – готовимся усвоить длинное-предлинное имя! – Максимилианом Оскаром Бирхером-Беннером в самом конце XIX века.

Рассказывают, что будто бы гулял он как-то в горах, воздухом свежим дышал и повстречался там с пастухом. Тот предложил лекарю разделить с ним приготовленную утреннюю трапезу: кашу из молотой пшеницы с добавлением молока, ягод, яблок и меда. Пастух рассказал, что такую смесь он ест утром и вечером с самого детства. Бирхер, как доктор, приметил, что, несмотря на солидный возраст, его собеседник пребывает в отличной форме. После этого врач ввел в ежедневный рацион своих пациентов смесь из измельченных зерен пшеницы, ржи, ячменя, орехов.

Возможно, те старо-стародавние «батончики» и в самом деле были чрезвычайно полезны. Но нынешние, покупные, вряд ли... И вот почему.

* Это высококалорийная пища. Калорийность некоторых достигает 400 – 450 ккал на 100 граммов продукта.

* В них очень много сахара. Причем сахар может скрываться под такими вроде бы безобидными «фруктовыми» строчками в обозначенном на этикетке/обертке ингредиентном составе: «Патока, глюкозно-фруктозный сироп, сироп глюкозы с фруктозой, ананасовый сироп». Часто в батончиках содержится одновременно несколько таких компонентов.

* Для удешевления продукта производители не гнушаются использовать некачественные жиры. Например, гидрогенизированные растительные жиры, пальмовое масло низкой очистки. Понятное дело, сообщать о «низкой очистке» на этикетке никто не будет. Обойдутся простым: «растительное масло».

* Искусственные стабилизаторы, красители и ароматизаторы – тоже не исключение.

Чем не «сладкая бомба»? Чем не продукт-оборотень? Только маркетологи призывают не спешить с выводами. Предлагают рассматривать современные батончики-мюсли не как диетический продукт, а как сладкий и вкусный десерт. Скорее всего, именно этот пока еще официально не признанный статус и обеспечит продукту прогнозируемую долгосрочную популярность.

С гоголем-моголем?.. Всухомятку!

Если уж заглянули в историю раз, заглянем еще разок. Случилось это в США в 1860 году. Известный в своей стране всяческими экспериментами по диетическому питанию доктор Джон Харви Келлог решил приготовить для гостей блюдо из кукурузной муки. Но, как часто бывает в кулинарной истории, в момент готовки отлучился куда-то, а когда вернулся, обнаружил, что мука приобрела странный цвет и запах. Чтобы избежать порчи продукта, доктор решил пропустить муку через валики для листового теста.

Но вот незадача: листового теста не получилось! Получились... кукурузные хлопья. Те самые хлопья, которые дали старт всему рынку сухих завтраков в цивилизованном мире.

В нашей стране, в Советском Союзе, кукурузные хлопья появились еще в тридцатые годы прошлого века. Говорят, что их в числе других американских «необычностей» подсмотрел в своей поездке по США тогдашний нарком пищевой промышленности Анастас Микоян.

Неизвестно почему, но дома, в СССР, хлопья назвали «корнфлекс». Именно под таким названием они упоминаются в первом издании «Книги о вкусной и здоровой пище» 1939 года. Там рассказывается о технологии обработки зерен кукурузы и превращении ее в хлопья, а также даются рекомендации по «поеданию»: «Очень полезно есть корнфлекс со сметаной, засыпанной сахаром, сгущенным молоком или гоголем-моголем».

Не знаю, как ели хлопья в те далекие годы (и ели ли вообще), ну а в моем советском детстве уплетали эти самые хлопья, извлеченные из картонной коробки, всухомятку, за милую душу. Если, конечно, они были сладкими... Но попадались пресные, иногда – соленые. Эти невкусности нашим детским спросом не пользовались.

Про «детский спрос» тут не случайно упомянуто. Он всегда, во все времена, будет определять уровень общего спроса на продовольственном рынке. Взрослые – обойдутся. Дети и решающие за них родители – нет.

По данным аналитического агентства «Маркетинг Плюс», рынок сухих завтраков в России показал стагнацию (стабилизировался) к концу 2015 года. А по итогам прошлого, 2016-го, года снизился на 1%.

Тем не менее от него в любой момент можно ждать ежегодного взлета на 5 – 10%.

Сейчас производители как будто устали, выложившись на рекламу и детских завтраков, и фитнес-перекусов. Любопытно одно из объяснений этой «усталости»: «Выросло поколение, которому сейчас под тридцать или слегка за. Для них сухие завтраки были деликатесом. Зато своих детей хлопьями, колечками и звездочками они теперь откармливают от души...».

Как-то все не так... Может быть, поутру ребенку все-таки сварить натуральную кашу?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook