Сходить в кино, заодно и помыться

Многоэтажный дом на целый квартал (Лиговский пр., 107, - Остропольский пер., 1, - ул. Константина Заслонова, 2) мог бы стать образцом северного модерна, но волею судеб мы сегодня видим его примером сталинского неоклассицизма в исторической части города.

Сходить в кино, заодно и помыться | Купцу-землевладельцу не понравился буржуазный стиль.<br>Иллюстрация из журнала «Зодчий» 1911 г.

Купцу-землевладельцу не понравился буржуазный стиль.
Иллюстрация из журнала «Зодчий» 1911 г.

Судьбу здания определил выбор, сделанный сто с лишним лет назад владельцем земельного участка потомственным почетным гражданином Иваном Торкачевым. Первоначально девелопер, как назвали бы его сегодня, пожелал привлечь лучших зодчих. Он поручил Петербургскому обществу архитекторов провести конкурс проектов, итоги которого подвели весной 1911 года, успев к началу строительного сезона. Выделенный Торкачевым солидный призовой фонд 3 тыс. руб. (по тем временам - годовая зарплата квалифицированного архитектора) должен был послужить поддержке отечественного производителя. К участию в состязании допускались только лица, постоянно проживающие в России.

Условиями конкурса требовалось решить непростую задачу: объединить под одной крышей квартиры, магазины, рестораны, кинематографы и даже баню. Надо было выжать максимальную выгоду из 7 тысяч квадратных метров «золотой» столичной земли.

Заказчик требовал спроектировать не просто подвал, а подземный этаж во всю площадь двора, чтобы разместить там склады дров и угля. Тогдашние строительные технологии позволяли осуществить эту задумку, которая в условиях постоянно дорожавшей земли становилась все популярнее.

В представленных на конкурс проектах были разработаны новаторские идеи многолучевых компактных планировок, позволявших сократить число лестниц и лифтов, отнимающих ценные «квадраты» от площади квартир. В проектах Евгения Шреттера и Владимира Зелигсона лестнично-лифтовые узлы размещены так, чтобы обслуживать сразу несколько корпусов, лучами отходящих от этих вертикальных коммуникаций.

Первую премию получил дуэт в составе художника-архитектора Сергея Серафимова и студента Академии художеств Марка Фельгера (оба в будущем - известные советские архитекторы). Соавторы придумали девиз по музыкальной тональности - «Си-бемоль».

Причины, по которым домовладелец не стал осуществлять в натуре выигравший проект, неизвестны. Это было обычным делом: творческие соревнования выигрывали одни, а в жизнь воплощались другие проекты иных архитекторов. В том же 1911 году домовладелец пригласил гражданского инженера Владимира Николя, под надзором которого вскоре и был возведен дом, «представляющий собой очень большую постройку в шесть этажей с мансардами и подвалами». Амбициями этот творец не страдал, новомодные идеи отверг. Фасады им были оформлены достаточно скупо в духе возврата к классике: на фоне дощатого руста стен - прямоугольные оконные проемы в обрамлении тончайших наличников.

В блокаду здание было сильно повреждено, но в целом устояло. В конце 1940-х полуразрушенный дом был реконструирован по проекту архитектора Бориса Серебровского. В оформлении советский мастер взял за основу решение, предложенное инженером Николя. Имперский стиль был тогда снова на коне - в противовес буржуазному модерну. Да и скромность оформления в трудное послевоенное время, очевидно, была плюсом.



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии