Селфи с кандидатом

У Музея политической истории России горячая пора. Экспонаты новейшей истории - на каждом шагу, буквально под ногами. Речь идет о листовках, газетах и других образцах предвыборной агитации, которыми сейчас переполнен город.

Селфи с кандидатом  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Я сегодня очередную порцию выборной «продукции» достал из своего почтового ящика и принес в музей, - говорит его директор Евгений Артемов. - И так практически каждый день.

Это происходит на протяжении уже более четверти века во время всех выборных кампаний, проходящих в городе и стране. В результате в музее собрана одна из самых полных коллекций по истории выборов в России.

- Наши сотрудники специально ездят по городу собирают материалы, - рассказал старший научный сотрудник музея Леонид Кудзеевич. - Кроме того, мы связываемся с избирательными штабами кандидатов и партиями, стараемся получить материалы у них. Причем в масштабах не только города, а всей страны. Просим наших коллег из других музеев присылать нам материалы.

Материалы прошлых избирательных кампаний стали экспонатами открывшейся на днях в музее выставки «Осознанный выбор: избирателям об избирательных технологиях».

- Мы ни за кого не агитируем. Мы просто предлагаем делать обдуманный выбор. Чтобы он действительно был осознанным, - подчеркнул директор музея.

- Политические технологии достигли такого размаха и стали таким искусством, что осознанный выбор сегодня сделать непросто, - добавил в свою очередь приглашенный на открытие выставки политтехнолог Юрий Песьяков.

Любопытно, что материалы, представленные на выставке, дают возможность посмотреть на выборы как глазами избирателя, так и глазами профессиональных политтехнологов. Со стендов смотрят листовки с до боли знакомыми лозунгами. Такое впечатление, что за почти двадцать лет - а именно за этот период подобраны материалы на выставке - почти ничего не изменилось. Все те же слоганы, все те же призывы.

- Действительно, избирательные приемы практически не меняются. Разница только в полиграфическом исполнении выборных материалов. Причем надо отдавать себе отчет, что те газеты и листовки, которые оказываются у нас в руках, - результат длительной напряженной работы целой команды людей по созданию образа кандидата, - говорит куратор выставки Леонид Кудзеевич.

Предвыборную агитацию можно сравнить с рекламой обычных продуктов и товаров. В обоих случаях - похожие приемы. Начнем с формирования привлекательного образа. На фотографии кандидат должен выглядеть так, чтобы ему хотелось доверять. Биография тоже пишется специальным образом, она должна подводить избирателя к определенным выводам, что человек не просто кормит обещаниями, а действительно способен решать проблемы, за которые берется. Еще один прием - поддержка авторитетных, известных людей.

- Важнейший сюжет выборных материалов - образ врагов, - говорит куратор выставки. - Они могут быть реальными или абстрактными, мнимыми, мифическими. Если кандидат борется с каким-то серьезным противником, он тем самым повышает и свою значительность в глазах избирателей.

Действительно, избиратели нередко голосуют за какого-то кандидата вовсе не потому, что доверяют ему, а чтобы насолить другому.

Еще одна азбучная истина избирательных технологий: кандидату нет никакой необходимости завоевывать голоса всех избирателей в своем округе. Нужно перетянуть на свою сторону ту активную часть, которая обеспечит победу. Опираться прежде всего на твердых сторонников и сделать упор на то, чтобы они дошли до избирательных участков. Напоминать о дате выборов и делать акцент на строчке бюллетеня, чтобы человек ничего не перепутал. Переломить настроение людей: «Зачем ходить на выборы? За нас уже все решили... Мой голос ничего не изменит».

- Практика последних выборов показывает, что решающими могут быть несколько сотен или даже десятков голосов, - напоминает Кудзеевич.

Полезно будет, если кандидат лично пообщается с избирателями. Лучше всего прямо у них во дворе, на детской площадке, в сквере, на улице. Да еще и сделать с людьми селфи.

В больших округах уже давно практикуется рассылка индивидуальных адресных писем избирателям. Помню, на президентских выборах 1996 года мне весьма польстило то, что я вдруг ни с того ни с сего получил личное письмо от кандидата Александра Лебедя. Обращался он как будто бы лично ко мне. До сих пор даже помню некоторые строки из того письма: «Вас лично устраивает такая политика? Я к Вам обращаюсь, Сергей Евгеньевич...».

Признаюсь, тогда это произвело на меня большое впечатление. Но за генерала Лебедя я тогда все равно не проголосовал... Почему? Да потому, что свой выбор сделал гораздо раньше, и к тому времени, когда выборы начались, твердо был нацелен на своего кандидата.

Вообще, все избирательные технологии рассчитаны главным образом на тех, кто в обычное, «невыборное», время политикой не особенно интересуется. Опросы показывают, что это преобладающая часть населения.

Избирательные технологии, предельно прагматичные и даже циничные, - это, по сути, искусство манипулирования теми, кто до последнего дня не определился со своим выбором. Теми, кто ждет, когда ему предложат готовые решения. Или по крайней мере предложат выбор из нескольких «готовых блюд».

- Хотите яркий пример? - рассказал мне в кулуарах политтехнолог Юрий Песьяков. - Город Мончегорск, 2004-й год, выборы депутата в Мурманскую областную думу. Против нашего кандидата, мэра города, совершенно неожиданно оппоненты выдвинули главного врача местной детской больницы, очень популярного у жителей. К концу выборной кампании, по всем опросам, его рейтинг обходил «мэрский» процентов на тридцать.

Чтобы переломить ситуацию, нужен был какой-то сильный ход. И мы его придумали. В последнюю ночь перед голосованием в каждый почтовый ящик положили листовки с воззванием от «женщин, матерей города». Главный смысл был таков: если наш главврач выиграет выборы, то он уедет в Мурманск, а нам поставят другого врача. Вы что, хотите поменять доктора, которого мы все знаем и любим?!

- Листовка попала точно в цель: она воздействовала не на разум, а на чувства. Била на эмоции. Результат был ошеломляющим: на следующий день главный врач проиграл выборы, - резюмировал Песьяков. - Да, нас обвиняли потом в черном пиаре. Но победителей, как известно, не судят.

- И вы не сожалеете о том, что так поступили? - задаю вопрос.

- Ни в коей мере. Главврач остался на своем месте - нечего ему делать в политике. А мэр города, который давным-давно уже перерос свою должность, принес гораздо больше пользы в области...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (5782) от 07.09.2016.


Комментарии