Рожденные экстремалами

Появление на свет ребенка «возрастом» меньше 28 недель раньше считалось поздним прерыванием беременности. Но пять лет назад в России были приняты новые стандарты, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. И с тех пор врачи спасают новорожденных, весящих порой всего 500 граммов...

Рожденные экстремалами  | ФОТО из личного архива В. Любименко

ФОТО из личного архива В. Любименко

Этот факт до сих пор вызывает в обществе далеко не однозначные оценки. Бытует устойчивое мнение, что, выхаживая таких младенцев, современная медицина обрекает их на тяжелые болезни и пожизненную инвалидность. Считается, что слепота, глухота, слабоумие - обычные последствия глубокой недоношенности. Так ли это?

Разобраться в таком непростом - и не только с медицинской точки зрения - вопросе нам помог кандидат меднаук, заслуженный врач РФ, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных ГУЗ «Детская городская больница № 1» и главный неонатолог Санкт-Петербурга Вячеслав Любименко.

В детской больнице на Авангардной выхаживают новорожденных с экстремально низкой массой тела, то есть малышей, вес которых меньше одного килограмма. В кювезах (приспособлениях, в которых предусмотрены автоматическая подача кислорода и поддержание оптимальной температуры) - крохи размером чуть больше ладони. Монотонный гул в любой момент может смениться на тревожный сигнал. Здесь редко слышится детский плач, потому что эти малыши еще не умеют плакать. Они вообще ничего не могут самостоятельно: ни глотать, ни сосать. Их органы настолько незрелые, что медицинской аппаратуре приходится замещать почти все функции организма.

- До 2012 года в России при преждевременных родах регистрировали только детей, родившихся после 28 недель беременности и весящих не менее килограмма. Тех же, кто появлялся на свет до этого срока, регистрировали только после первой недели жизни. Если, конечно, они не погибали, - рассказывает Вячеслав Любименко. - Ведь такие дети еще не приспособлены к условиям жизни вне утробы матери. Самые тонкие человеческие механизмы - зрение, нервная система и мозг - у них еще не развиты. Еще не так давно технологии не позволяли выхаживать подобных детей. Сейчас все иначе. Причем наша задача не только помочь ребенку выжить, но и создать условия, в которых он будет чувствовать себя максимально комфортно в период, когда находится на искусственной вентиляции легких и питается только через вену с помощью капельниц, а также помочь ему вырасти максимально здоровым.

Как уверяют врачи, самая распространенная проблема у «торопливых» детей - несостоятельность дыхательной системы, так как этот орган развивается одним из последних при росте плода в чреве матери. Расправить легкие помогают специальные препараты, которые наш город закупает уже десять лет. Для большинства новорожденных интенсивная терапия заканчивается тем, что легкие начинают работать самостоятельно. Однако все усилия специалистов могут оказаться напрасными, если недоношенный ребенок заразится РСВ-инфекцией.

Эту инфекцию к определенному возрасту подхватывают почти все малыши, но для большинства рожденных в срок она не представляет серьезной угрозы - такие дети успевают получить от матери антитела. Поэтому они успешно борются с РСВ-инфекцией и другими вирусами - в подобных случаях ее симптомы схожи с обычной простудой.

Однако рожденные даже немного раньше срока не успевают «добрать» необходимое количество антител. Эта нехватка, в сочетании с тем что легкие еще не полностью сформированы, приводит к риску развития РСВ-инфекции в тяжелой форме (вплоть до летальных исходов). И здесь единственным способом справиться с болезнью становится своевременное получение специального препарата, эффективно защищающего от вируса и не затрагивающего иммунитет ребенка.

Таковой в арсенале врачей имеется, однако стоимость его довольна высока и не все родители могут позволить себе обеспечить ребенку такую защиту. А бесплатно его в нашем регионе получить сложно, несмотря на то что препарат входит в стандарты оказания медицинской помощи и перечень ЖНВЛП.

Кстати, как рассказал Вячеслав Любименко, спасать детей, рожденных раньше срока, в Петербурге начали уже давно. В Педиатрической академии интенсивная терапия для новорожденных появилась еще в 1955 году. Тогда же прооперировали и первого пациента с врожденной непроходимостью пищевода. Однако до 1971 года реанимационной неонатологической службы у нас не было. Искусственная вентиляция выполнялась вручную, да и вообще реанимационные меры заключались в основном в медикаментозном лечении. Квалифицированную же помощь врачи начали оказывать только в 1978 году, когда была построена 1-я детская городская больница и в ней открылось первое отделение реанимации на 12 коек.

Сегодня в ДГБ № 1 летальность довольно низкая. Еще недавно выживали только 5% младенцев, родившихся с массой тела меньше килограмма. Сегодня врачи «вытаскивают» почти 80%. Даже если детей привозят в критическом состоянии. А везут сюда пациентов со всего Северо-Запада. Ведь отделение реанимации новорожденных в этой больнице - самое крупное в России. Оно рассчитано на 68 коек.

Именно на его базе создан городской реанимационно-консультативный центр новорожденных, куда поступает информация из всех роддомов города о предстоящих сложных родах и патологиях у новорожденных.

По словам главного неонатолога, основная причина столь ранних родов (до 28-й недели) - нездоровье матери. Но - увы! - нередки случаи, когда женщина впервые обращается к врачу на позднем сроке беременности, когда уже ничего нельзя изменить!

Основной диагноз многих поступивших в реанимацию на Авангардной детей, чей вес меньше килограмма, - врожденная инфекция, передавшаяся от матери. Свое влияние оказывают проводившиеся аборты или операции, в том числе и онкологического характера.

- Уверен, что основным направлением медицины должно стать укрепление репродуктивного здоровья женщин. В любом случае чем больше трудных младенцев мы будем выхаживать, тем больше будет и проблемных детей. Это факт, - констатирует доктор Любименко. - Поэтому надо проводить самые различные мероприятия, чтобы уменьшить число ранних родов. В том числе информировать будущих матерей о наиболее существенных факторах риска.

Мировой опыт в вопросе выхаживания малышей с экстремально низкой массой тела весьма красноречив: половина детей с массой тела от 750 граммов до килограмма к 20 годам вырастают здоровыми, половина - с тяжелыми патологиями, среди детей, родившихся с весом от 500 до 750 граммов, нездоровы 70 процентов. С одной стороны, выхаживание таких малышей - большая финансовая и психологическая нагрузка на родителей. С другой - шанс в 30 - 50% все же довольно существенен, чтобы побороться за своего ребенка.

По словам главного неонатолога Петербурга, у врачей сегодня есть все возможности, чтобы обследовать, спасать и выхаживать детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Но что потом? Ведь очень важно внимательно следить за развитием малыша и после того, как его выпишут из реанимации.

- В Петербурге сегодня не существует стройной системы неонатального наблюдения на постгоспитальном этапе, - констатирует Вячеслав Любименко. - Далеко не в каждой районной поликлинике есть неонатолог. Да что говорить про узких специалистов - педиатров порой не хватает! В результате врачи ДГБ № 1 сталкиваются с ситуацией, когда через какое-то время мамы с детьми опять возвращаются к нам в больницу с мольбой, чтобы их ребенка вели и наблюдали наши врачи. Систему ведения детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, нужно выстраивать совершенно другим образом.

МЕЖДУ ТЕМ

В Америке глубоко недоношенных детей спасают только после письменного согласия родителей. В Англии детей, родившихся в период с 22-й до 26-й недели беременности, лечат консервативно, не применяя никаких агрессивных реанимационных мероприятий. Выживут - хорошо, не выживут - не судьба. Если малышу хватает силенок преодолеть этот барьер, то в ход уже идут все достижения медицины. А родителей в обязательном порядке ознакомят со всеми последствиями, которые связаны с дальнейшей жизнью этого ребенка.

#медицина #выхаживание #младенец

Комментарии