Рента как мера воспитания деток

Помнится, в редакцию едва ли не ежедневно звонила пожилая дама, требуя, чтобы город как можно быстрее начал заключать со стариками договоры пожизненной ренты. «У меня хорошая квартира, – говорила она, – я готова завещать ее городу в обмен на ежемесячную доплату к пенсии, чтобы хоть на старости лет нормально пожить. Частникам не доверяю. Хочу иметь дело только с государством...»

Рента как мера воспитания деток | ФОТО savitskaya-iryna/shutterstock.com

ФОТО savitskaya-iryna/shutterstock.com

Прошло с тех пор полтора года. И вот городской закон о пожизненной ренте начал работать.

С сентября одинокие граждане старше 75 лет или одинокие супруги, живущие в отдельных квартирах, могут заключить договор пожизненной ренты с Горжилобменом, действующим от имени Петербурга. Это означает, что гражданин передает городу право собственности на свое жилье. А город в свою очередь: во-первых, сохраняет за гражданином право пожизненного проживания в переданной квартире; во-вторых, сразу выплачивает 10 процентов от рыночной стоимости этой квартиры; в-третьих, пожизненно выплачивает гражданину 16 тысяч рублей в месяц. Таково обобщенное содержание закона.

Есть, правда, еще ряд важных частностей-подробностей. В случае заключения договора с пожилой четой они получат 16 тысяч в месяц на двоих. И еще: с выплаты будут взимать налоги. Так что в чистом виде даже не 16, а от силы 14 тысяч. К важным подробностям стоит отнести также влияние рентной выплаты на те или иные льготы, ЕДВ, скидки и бесплатные услуги, которые старики получают по разным основаниям из разных источников. На большинство из мер социальной поддержки рента не повлияет. Но есть еще и меньшинство! Такие штучные льготы, как бесплатные зубные протезы, предоставляемые пожилым гражданам с малым доходом, рентополучателям станут недоступны.

Из многих предложений, звучавших в период работы над проектом закона, выбраны самые «невзрачные». К примеру, предполагалось заключать договоры ренты с 65-летними гражданами. Предполагалось выплачивать единовременно 20 процентов стоимости жилья. Да еще к тому же избавлять гражданина, заключившего договор, от бремени коммунальных платежей. Такие положения есть в аналогичных законах других регионов. Однако там, где такие нормы действуют, после смерти гражданина жилье продается через аукцион, а деньги поступают в региональный бюджет.

Петербург пошел своим путем, приняв стопроцентно расходный закон, на котором бюджет не сможет заработать ни копейки. У нас освободившиеся квартиры поступают в распоряжение районных администраций, которые должны заселять их очередниками. И – никаких рыночных механизмов, никаких торгов и дивидендов. Бюджет только расходует деньги.

– В нынешнем году планируется потратить 27 миллионов рублей, которых должно хватить на заключение 60 договоров пожизненной ренты, – уточнил глава комитета по социальной политике Александр Ржаненков. – К октябрю (то есть за месяц действия закона) успели заключить 18 договоров. На рассмотрении в Горжилобмене – еще около полусотни заявлений.

Сейчас в Петербурге, по данным того же социального комитета, в одиночестве живут около 44 тысяч граждан старше 75 лет. На этом фоне как-то беспомощно и скромно смотрятся как 18 договоров, так и 50 заявлений. Тем не менее Александр Ржаненков склонен оценивать программу как «имеющую огромное социальное значение».

– Мы заметили, что с началом действия нового закона в городе существенно увеличилось количество добросовестных рентных договоров, заключаемых пожилыми гражданами с частными лицами, – отметил председатель Нотариальной палаты Петербурга Петр Герасименко. – Ранее условия таких договоров, признаться, вызывали у нотариусов большие вопросы: рентополучатели нередко довольствовались более чем скромными выплатами (было время – получали по 100 – 200 рублей в месяц) и сомнительными услугами. Теперь же правила, предлагаемые городом, стали своего рода ориентиром, с которым сверяются как пожилые рентополучатели, так и рентодатели-частники.

– По нашим наблюдениям, оживились также и детки, которые до того не слишком-то заботились о престарелых родителях, – добавил Ржаненков.

Кстати, про деток. Если договор ренты между пожилым гражданином и городом подписан, то никому из «деток» квартира уже не достанется. Хотя, конечно, есть гипотетическая возможность расторгнуть договор – в случае возврата в бюджет всех сумм, уже выплаченных рентополучателю.

– Если в будущем и возникнут какие-либо недоразумения или кто-то сочтет, что договор ренты нарушил его наследственные права, то ему придется обращаться в суд, – заметил директор Горжилобмена Сергей Филимонов. – Впрочем, все вопросы, касающиеся возможных претендентов на наследство, мы заранее обговариваем с пожилыми гражданами во время заключения договора. В отдельных случаях даже просим предоставить документы о семейных обстоятельствах.

В сегодняшней России как-то не принято, чтобы родители грозили детям лишением наследства. Пока это воспринимается, как сцена из Чехова, из Тургенева... Но, похоже, недалек тот день, когда такая «воспитательная» мера станет обыденной. Как именно приблизить эту реальность, старикам могут рассказать непосредственно в Горжилобмене: Бронницкая улица, дом 32, у станции метро «Технологический институт». Отдел ренты – 4-й этаж, кабинет 415, телефон 576-00-00.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5573) от 26.10.2015.


Комментарии