Ренессанс неорусского стиля

В самом центре Петербурга, в Басковом переулке, начато строительство интересного дома, проект которого разработан архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Изюминка в том, что план жилого комплекса продолжает градостроительные тенденции вековой давности. Тогда, в эпоху модерна, большое внимание уделялось оздоровлению плотно застроенных городских территорий путем создания открытых дворов, насыщенных светом и воздухом.

Ренессанс неорусского стиля | Так выглядит двор-курдонер. Предоставлено архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Так выглядит двор-курдонер. Предоставлено архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Со стороны Баскова переулка дом насквозь прорезан широким проездом, неким подобием внутриквартальной тупиковой улицы. По сторонам проезда спроектированы два обширных разновеликих закрытых двора, вокруг которых в форме каре расположились корпуса комплекса. Проектировщики обещают, что здание порадует горожан «яркой, запоминающейся архитектурой, органично вписывающейся в сложившуюся застройку района». Добиться этого предполагается, в частности, динамичностью силуэта, формируемого разновысокими объемами, связанными в единую пространственную структуру.

«Живописная многобашенная композиция кровли, присущая древнерусским теремам», дополняется ризалитами и эркерами. Стены задумано испещрить каменным декором по мотивам древнерусской резьбы. Тонкослойная штукатурка будет выдержана в сдержанной цветовой палитре «пастельных тонов натурального камня». В угловых частях здания сильным пластическим пятном будут выделяться массивные «русские» шары-«кубышки» на ступенчатых постаментах.

Игре светотени на фасадах поспособствуют утопленные в толще стены окна, при этом все они достаточных размеров – не чета проемам некоторых петербургских домов в неорусском стиле, что строились на невских берегах чуть больше века тому назад. В те времена нередко объектом критики становились именно маленькие узкие окна, отбирающие у жилых помещений много света. Современные проектировщики учли этот недостаток.

В качестве образцов для подражания авторы проекта называют и резной Федоровский городок в Царском Селе, и белоснежное здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, и московские ГУМ и Ярославский вокзал с его богатой цветовой гаммой. Экспрессивное завершение центрального двора-проезда девятиэтажными наземными эркерами рождает в памяти рвущуюся в небо двухшатровую композицию ГУМа. В жилищном строительстве Петербурга подобный мотив был применен в 1913 г. архитектором Владимиром Кондратьевым на Псковской ул., 8, где два семиэтажных близко поставленных эркера увенчаны динамичными шатровыми кровлями.

По давней традиции, берущей начало от доходного домостроения царских времен, стены внутренних дворов дома совершенно лишены какого-либо декора. Однако они сохраняют пластическую выразительность благодаря чередованию выступающих и западающих объемов.

Даже войдя в здание из скромно отделанного внутреннего двора, жильцы встретят «русскую тему» в интерьерах. В центральном вестибюле предполагается оттенить каменную гладь стен яркими пятнами изразцов, орнаментикой мраморного пола, витражным остеклением, резной мебелью, а визуальному увеличению помещения должно способствовать применение зеркал. Осталось только набраться терпения и дождаться, когда здание предстанет перед нами в камне.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5616) от 29.12.2015.


Комментарии