Просчитались?

56-я ММО, прошедшая в Таиланде, завершилась 15 июля и обсуждается до сих пор. В основном, конечно, педагогическо-математической общественностью, но смятение поймет любой: ежегодно мы читали «с золотыми медалями вернулись школьники...», сейчас читаем, что наши заняли восьмое место по сумме набранных баллов. 21-е – в медальном зачете.

Сейчас педагоги потешаются над сообщением министерского сайта: «Российские школьники лидируют в знании математики». (Министерство образования и науки, ты вообще о чем?) Эксперты кивают на искривившуюся систему российских олимпиад и, конечно, на ЕГЭ.

Просчитались? | ФОТО Peshkova/shutterstock.com

ФОТО Peshkova/shutterstock.com

Между тем Сергей Рукшин, создатель и директор знаменитого математического центра Президентского лицея # 239 (который исправно поставляет в сборную победителей и призеров), первым делом нас всех... поздравил: «Все шесть членов российской команды завоевали серебро».

Впервые за 50 с лишним лет у нас нет золотых медалей; впервые никто из наших не одолел больше трех задач из шести. Задачи особенно заковыристые? Очевидно, нет, если с ними справились хотя бы по одному школьнику из 20 команд (всего было 104), в том числе из Хорватии, Перу, Ирана. Есть «золото» у Казахстана. Украинская команда вообще оказалась лучшей из европейских: если мы в медальном на 21-м месте, украинцы – на 8-м. «Никогда и ни при каких обстоятельствах не было такого, чтобы украинская сборная опередила российскую», – комментирует Сергей Рукшин.

В нашу команду вошли два москвича, причем из одной школы, – Руслан Салимов и Иван Фролов, Иван Бочков из Ижевска, Никита Гладков из Томска, Александр Зимин из Ульяновска и непременный участник из Петербурга – наш город представлял Александр Кузнецов из Президентского физико-математического лицея # 239 (директор лицея Максим Пратусевич был на играх обозревателем, должность такая). Все они были отобраны на сборах, то есть там показали лучшие результаты.

– Я имею представление об этой команде, – продолжает Сергей Рукшин, – это очень сильные ребята, вполне способные выступить успешно, но...

Это Сергей Евгеньевич к тому, что мухи отдельно – котлеты отдельно. Способности членов команды – одно, работа тренерского штаба по подготовке российской сборной – совсем другое.

Как говорят специалисты, у нас явно «недоготовили» ребят к задачам из двух блоков: теория чисел и функциональные уравнения. Времени не хватило? Мягко говоря, наоборот. Обычно тренировочные сборы идут две – две с половиной недели, и дольше не рекомендуется: в мозгах контакты заискрят; в этом году сборы длились дольше месяца. Благо проходили в Сочи.

– Команда была, видимо, попросту вымотана. Прошла пик формы в середине сборов, – предполагает Рукшин.

Впору ворошить советскую (советских времен) систему подготовки участников олимпиад. Тем более что не только украинцы и казахи, но и многие другие этот опыт учитывали. Или проклинать ЕГЭ, который с этого года позволяет сдавать математику и на «непритязательном» базовом уровне? Или и то, и другое, и еще что-нибудь третье?

Что до ЕГЭ, то Сергей Рукшин, ярый его противник, в этом конкретном случае связи не видит. Элитное образование (не в смысле «для богатых», а в смысле «для особо башковитых») все-таки очень далеко от образования массового. Потрясения в массовом образовании до элитного дойдут, но много-много позже. Если это вас, конечно, успокоит.

Насчет советской методики.

– Говорить о том, что та система подготовки была однозначно и всегда сильнее, наверное, не стоит, – рассуждает Сергей Рукшин. – И в советские времена система была неодинаковой, она менялась. Я имею в виду сборы отборочные, затем учебные и, наконец, тренировочные.

Выдающуюся систему подготовки участников олимпиад построил в 1980-е Александр Абрамов, ученик самого Колмогорова, вспоминает Рукшин. (К слову, два года назад в Великобритании высокопоставленный чиновник от образования дал добро основать школу, «заточенную» под систему Колмогорова.) Александр Абрамов умер в мае этого года – ему и семидесяти не было. Говорят, это он стал создателем «феномена Перельмана»: школьник Гриша Перельман, скажем так, фамилией не вышел, чтобы в 1982-м представлять Советский Союз на международной олимпиаде; Абрамов проявил чудеса упорства и отваги, Григорию выдали загранпаспорт, включили в сборную – и он набрал 42 балла из 42 возможных. Позже такого же заоблачного результата добился еще один ученик матцентра и 239-го лицея Станислав Смирнов. Оба, как известно, после были удостоены высочайшей награды в математическом мире – Филдсовской медали.

Но это все лирика и к нынешнему положению дел имеет только то отношение, что показывает, какие когда-то были люди. Грозились партбилет на стол положить, если ленинградскому пацану не дадут выездную характеристику.

– В 1987 году систему подготовки Абрамова усовершенствовал Валерий Вавилов, – вспоминает Рукшин. – Она была действительно хороша. Но сейчас многих элементов той системы уже нет.

Между тем еще до ММО (и без связи с ней) российские учителя математики, и не последние учителя, внимательно изучали новую программу по математике для 5 – 9-х классов, принятую Министерством образования и науки. Изучив, сочли нужным написать письмо президенту России (мы видели черновик; чистовик если и изменился, то непринципиально).

«На наш взгляд, эта программа не является настоящей программой по математике для 5 – 9-х классов, она непригодна для применения в школе...» Одна из претензий: в ней «задан примитивный уровень обучения на базовом уровне, что создаст учащимся трудности для освоения курсов математики на следующих ступенях». Еще: «Министерство образования и науки РФ взяло курс на уничтожение отдельных школьных курсов алгебры и геометрии. Тем самым уничтожается важное конкурентное преимущество России – умение преподавать геометрию, использовать ее для развития мышления школьников, их умения доказывать и отличать доказанное от недоказанного, развивать их творческий потенциал. Уничтожение геометрии в школе как отдельного предмета отзовется ухудшением человеческого капитала».

Главное, что отмечают преподаватели: «Недопустимо низкий научный и методический уровень документа, утвержденного на федеральном уровне».

Для убедительности учителя цитируют президенту самого президента: «Математика – это предмет национальной гордости. На этом основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, судостроение, атомный подводный флот» (2013, март) и «у нас запас прочности в сфере математики очень большой, но не бесконечный» (2012, октябрь).

Если бы эта программа министерства внедрялась на фоне наших побед на международной олимпиаде – учителям сложнее было бы доказать, что «запас прочности иссякает». Сейчас – вне зависимости от того, насколько коррелируют наши математические достижения на высоком уровне с уровнем массовым, – у преподавателей появился очень мощный аргумент. Мы – всего лишь восьмые. «Такого еще не было», — как пишут сейчас на форумах.

А теперь между нами, только т-с-с. Восьмыми – не были, да. А девятыми – были. Во вполне советском 1981 году. Уж не знаем, летели тогда головы или нет, но, возможно, из-за того девятого места в следующем, 1982-м, у Александра Абрамова появился шанс протащить Гришу Перельмана.

...Память о нашем 21-м месте в медальном зачете канет в Лету, поскольку на ММО обычно ведут не медальный, а командный зачет. Считают не медали, а сумму набранных членами команды баллов. И то неофициально: ММО – индивидуальное первенство. Но все же. Советский Союз был первым в командном зачете 14 раз – с 1963-го с небольшими перерывами до 1991 года. С распадом Союза первенство вернулось к России только в 1999-м, когда мы разделили 1 – 2-е места с Китаем. Второй и последний (на сегодня) раз мы были первыми в 2007 году.

До того года в течение четырех лет обосновались на четвертой ступеньке. До того были всякими (в том числе – разик – шестыми), но в основном «серебряными» и «бронзовыми».

В этом году первой оказалась команда американских школьников, но всем далековато до Китая: Поднебесная 19 раз становилась лидером.

...Какими бы ни были оргвыводы, если таковые последуют, в матцентре лицея # 239 гнут свою линию. У них традиция – приглашать выпускников центра стать в нем преподавателями. Так было с Перельманом и Смирновым. Так будет и с Александром Кузнецовым, который уже в августе по предложению Сергея Рукшина поедет в качестве преподавателя в летнюю математическую школу лицея. А с начала учебного года примет участие в наборе новых кружков. И, к слову, будет учиться на бакалавриате матмеха СПбГУ на программе, возглавляемой другим учеником Рукшина – Станиславом Смирновым.

Да, и в утешение – с того же министерского сайта: с Международной физической олимпиады наша команда привезла четыре «золота» и одно «серебро».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5505) от 22.07.2015.


Комментарии