Променад в прошлое

Те, кто и недавно бывал в Музее Дороги жизни на берегу Ладоги, без сомнения, будут поражены переменами, происходящими здесь буквально на глазах. Сегодня его пространство – сплошная строительная площадка. К 9 Мая музей предстанет в совершенно новом виде.

Променад в прошлое | Многие экспонаты Осиновецкого музея меняют свое привычное местоположение.<br>ФОТО АВТОРА

Многие экспонаты Осиновецкого музея меняют свое привычное местоположение.
ФОТО АВТОРА

– Сбылась мечта? – спрашиваю у заведующего музеем Александра Войцеховского, для которого забота о нем стала делом всей жизни.

– Еще в самом начале 1990-х годов бывший командующий Ладожской военной флотилией вице-адмирал Виктор Чероков, приехав к нам на День Победы, сказал: «Я верю, что здесь будет большой современный музей». Его слова сбылись...

Музей в Осиновце последние несколько лет был в центре внимания. В связи с созданием в структуре областного Музейного агентства нового комплекса «Дорога жизни» шла речь о его возможном переходе в это ведомство.

– Нет, музей в Осиновце остается нашим филиалом, – говорит директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай. – Министерство обороны выделило серьезные средства на то, чтобы в кратчайшие сроки провести здесь масштабную реконструкцию. Общая стоимость работ, запланированных до 9 мая, оценивается примерно в 140 миллионов рублей. Мне иногда приходилось слышать: не трогайте ничего, оставьте все, как есть. Но это невозможно: тут все нуждается в обновлении: и ограда, и дорожки, и освещение, и само расположение экспонатов... Я доволен, как быстро и качественно идут работы.

На баннерах у входа – будущий облик комплекса. Вместо прежнего здания музея – новое на том же месте. Архитектор спроектировал его в виде огромного куска льда. Дорога жизни ведь была и водной, и ледовой. Все сооружения вокруг тоже будут соответствовать этой идее. А на флагштоке будет развеваться Андреевский флаг, заметный с Ладоги.

– Это качественно новый музей, площадь его будет в два раза больше, чем у нынешнего, – подчеркивает Нехай. – После Дня Победы старое здание разберут, поскольку оно морально и физически устарело. Рядом с новым музеем появится еще один корпус общей площадью до тысячи метров. Там будут конференц-зал, кафе, санитарный комплекс и административные помещения. Оба новых здания возведут очень быстро – к 8 сентября нынешнего года, годовщине начала блокады. Но вот на создание новой экспозиции уйдет гораздо больше времени...

Практически все музейное пространство будет перепланировано. Появятся новые дорожки, выложенные камнем, а на берегу уже возведена набережная, практически как в южном приморском городе. Берег озера отодвинули примерно на полтора десятка метров. Ширина самого променада – шесть метров. Вдоль набережной возвели две орудийные площадки, на которые поставили морские орудия.

Работа в самом разгаре: на наших глазах рабочие укладывали мостовую на променаде, а большой кран перемещал исторические артефакты внутри музейного пространства...

У входа на территорию готова бетонная площадка расчетно-кассового центра, на ней уже возведен каркас. Здесь будет система электронных турникетов, как в современных музеях. В левой части территории строится большой павильон, где будут размещены блокадные полуторка и автобус, а также крупногабаритные находки со дна Ладоги.

Аллея, ведущая к Ладоге, завершится памятником, посвященным героям Дороги жизни. Делает его студия военных художников имени М. Б. Грекова. Правда, к Дню Победы установят только закладной камень, а рядом с ним – бронзовую копию будущего памятника чуть больше метра высотой. Вместе с директором ЦВММ идем дальше по территории...

– Буксир «Ижорец» в скором времени будет отреставрирован «Адмиралтейскими верфями», причем совершенно безвозмездно. Ранее это же предприятие отремонтировало соседний тендер-плашкоут. Причем оба корабля скоро можно будет рассматривать не с земли, задирая голову, а практически на уровне палубы: между ними возведут специальную фальшь-пристань, – поясняет Руслан Нехай.

Беда – с обветшавшим деревянным «Малым охотником». Ему требуется скорейший ремонт. Пока он укрыт футляром, а затем, после реставрации, его накроют стеклянным куполом.

На своем месте останется легендарный самолет Ли-2: его только немного развернут в сторону входа, а шасси поставят на бетонные опоры. Высокой ограды, как это было прежде, вокруг самолета не будет; сделают даже лесенку, с которой можно будет заглянуть внутрь. Таких самолетов по всей стране не больше пяти. А в нашем регионе он и вовсе единственный.

– Задача – привести в порядок внешний вид самолета. Сделать историческую окраску: сверху в зеленый цвет, снизу – в голубой. Восстановить некоторые деформированные и утраченные элементы. Дюраль, конечно, уже немного потерял свои свойства... – рассказывает подполковник авиации Сергей Плисов, непосредственно участвующий в реставрации.

По его словам, на фюзеляже не меньше пяти слоев краски. Последний раз самолет красили в конце 1990-х годов, когда здесь, на месте, снимали эпизоды фильма «Перегон».

Для Сергея Плисова реставрация Ли-2 – дань памяти: в 1943-м его отца эвакуировали на Большую землю из Осиновца. Плисов руководит молодежно-подростковым клубом «Галс» в Стрельне, приобщает молодежь к восстановлению военной техники. Ребята приезжают помогать и в Осиновец...

Появятся на территории музея и новые экспонаты. В первую очередь – немецкий паром.

– Во время подводных поисковых работ мы определили, что в сражении за остров Сухо в октябре 1942 года было уничтожено пять таких паромов, – рассказал Александр Войцеховский. – Несколько лет пытались найти хотя бы один, но безуспешно. И только наткнувшись на воспоминания финского офицера, участника этого боя, удалось определить примерное место. В августе прошлого года нашли паром на глубине 39 метров. По свидетельству водолазов, он в неплохом состоянии, правда, оброс илом, а на палубе сгнили ящики снарядов. По всей видимости, мы нашли тяжелый бронированный «Зибель» – самый мощный из тех, что был в бою. Его вес больше ста тонн. Летом нынешнего года готовимся проводить экспедицию по подъему.

По словам Руслана Нехая, уже есть специально подготовленное судно, которое будет заниматься подъемом «Зибеля», есть компания, которая специально под эту задачу подготовила сухой док. Достигнута договоренность с Главкоматом ВМФ о выделении двух стотонных понтонов для этой операции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (5437) от 13.04.2015.


Комментарии