Привет от Вебера и Фехнера

«Я когда-нибудь с ума сойду. Или вообще умру». Почти каждый рабочий день мой коллега неизменно жалуется, что его барабанные перепонки и музыкальный вкус ежедневно подвергаются тяжелейшему испытанию. Рядом с его остановкой на Невском проспекте очень часто музицирует какой-то «бэнд».

Привет от Вебера и Фехнера | Такие «гастроли» с усилителем способны довести кого-то до нервного срыва. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Такие «гастроли» с усилителем способны довести кого-то до нервного срыва. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Видя, что его настроение все больше походит на отчаяние, окружающие проникались сочувствием: как же трудно жить человеку с тонкой психикой и легкой возбудимостью...

«При чем тут возбудимость? - обижался он. - Там, наверное, 140 децибел. Громкость, как у взлетающего самолета».

Тогда-то и возникла мысль измерить громкость злополучного «бэнда», а заодно и всего Невского проспекта.

Если бы эта мысль возникла лет 10 назад, пришлось бы просить помощи у СЭС. (Помните, как тогда назывался Роспотребнадзор?) Только в этой организации, кажется, и было нужное оборудование. Сегодня все гораздо проще. Потребовалось всего лишь скачать на смартфон шумомер. Ну пошли.

Летний Невский проспект наполнен звуками до краев. Периодами относительного затишья показались лишь такие минуты, когда автомобили останавливались на светофоре, - шумомер показывал 47 децибел (дБ). Но загорался зеленый, и стрелка подпрыгивала до 55 - 56 дБ. На всем протяжении проспекта от площади Восстания до Адмиралтейства средним уровнем громкости можно считать 50 дБ.

Этот средний уровень показался тишиной, когда по Невскому промчался мотоциклист. Стрелка шумомера на долю секунды подскочила до 71 дБ. И еще некоторое время трепетала на 64 дБ, фиксируя эхо. Заставила понервничать и сирена «скорой помощи»: до 72 дБ. Да еще рекламные вопли из громкоговорителей варьировались от 56 до 70 дБ.

Такие незначительные звуки, как музыка из кафешек, ор зазывал на кораблики и на экскурсии, растворялись в общем фоне.

Но вот у дворца Белосельских-Белозерских «забумкало». Было чувство, что сзади от Московского вокзала по Невскому идет огромный оркестр. Но на Аничковом мосту уже стало ясно: источник звука находится впереди, а не сзади.

На углу у решетки Екатерининского сада солировал на электрогитаре длинноволосый парень. Его гитара пела, выла и визжала. Наверное, он был виртуозом. Анализировать музыкальную составляющую его выступления было некогда, поскольку внимание было сосредоточено на шумомере: 65 - 70 дБ. Самые крутые пассажи подбрасывали стрелку до 72 дБ. Но народу нравилось: хлопали, сыпали деньги.

Каким-то загадочным образом электрогитару стало совершенно неслышно уже у Национальной библиотеки. Возможно, потому, что около Гостиного двора играла целая группа исполнителей, заглушавшая собой все. Пела юная певица - забойно, энергично. Толпа зрителей выражала полное удовлетворение происходящим. Один из зрителей - крупный дяденька с лысиной - даже сплясал, чем вызвал настоящий восторг публики. 75 дБ. Скажу сразу: певица с микрофоном у Гостинки стала чемпионкой по децибелам в день прогулки по Невскому с шумомером.

«Невский-бэнд», на который, похоже, и жаловался коллега, по уровню производимого шума и в подметки ей не годился: всего каких-то 68 - 70 дБ. Правда, играл «бэнд» на узком тротуаре перед Домом книги. Спрятаться от звуков было некуда. Возможно, именно это обстоятельство было особенно травматичным.

...Медики, ученые-акустики, производители слуховых приборов, берушей... Все приводят разные данные об уровне шума, который может быть опасен для человека. В одних источниках это 75 дБ, в других - 140. Собственно, сами децибелы (точнее, белы) - единица неоднозначная, относительная. В общем, что для одних ужас-ужас, то для других - «было громко и весело».

Правда, два ученых из Лейпцигского университета Эрнс Генрих Вебер и Густав Теодор Фехнер еще в XIX веке пытались с объективных позиций изучить раздражители и раздражение. В том числе шум. Закон Вебера - Фехнера гласит: раздражение растет не просто так, а по объективным правилам; оно становится ощутимым, когда вырастает на определенную долю, поддающуюся математическому исчислению. Может быть, найдется в городе человек, который в состоянии будет исчислить эту долю в отношении жителей и прохожих Невского проспекта?

Роспотребнадзор, как пояснила руководитель управления по Петербургу и области Наталья Башкетова, отслеживает выполнение санитарных норм и правил, во-первых, на рабочих местах, во-вторых, в жилых помещениях, в-третьих, на территории жилой застройки. При этом замерить могут лишь звук, который носит постоянный характер. Как, например, гул холодильника из магазина или трансформаторной подстанции, или шум вентиляции, или лифта. На рабочем месте, понятное дело, измеряют уровень шума оборудования.

Для таких случаев разработаны соответствующие СНиПы. Для жилых помещений, к примеру, установлена дневная норма 40 дБ (возможный максимальный всплеск до 55 дБ), ночная - 30 дБ (максимальный всплеск 45 дБ.) Эти правила прописаны в СанПиН 2.1.2.2645-10. И, как заверили в Роспотребнадзоре, специалисты действительно приходят на жалобы и измеряют уровень шума. По результатам прошлого года 43,6 процента всех замеров показали, что нормативы нарушены. Кому-то выдали предписание устранить шум, кого-то оштрафовали... В общем, урегулировали ситуацию.

А вот и плохая новость. Роспотребнадзор не будет производить санитарно-эпидемиологическую экспертизу звуков, если они обусловлены «естественными и случайными явлениями; поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение...)»

Это цитата из методических указаний, по которым работает Роспотребнадзор России. В документе перечислено еще множество обстоятельств, которые ведомство проверять не будет и не должно. И, увы, оно не планирует отслеживать Невский на предмет опасных для настроения (а может быть, и здоровья) шумов. Тем более что они непостоянны: музыканты поорут-поорут и пойдут спать. К тому же по ночам они и не орут вовсе. А потом лето кончится, и Невский погрузится в тишину на 50 дБ.

P. S. За время прогулки с шумомером по Невскому довелось поговорить с несколькими жителями Невского проспекта и прилегающих к нему улиц. На удивление, мало кто требовал «убрать», «запретить» и «не пущать». Люди понимают, что жизнь в центре города, да еще и в период высокого туристического сезона, - дело нелегкое, требующее некоторого терпения. Ну не запретишь же в самом деле салют! Или полеты военных самолетов во время парада, или работы Военно-морского салона. Или шествие оркестра 9 Мая!..

- Надо не запрещать, а всего лишь куда-то вписать правило: на улице можно музицировать, не используя звукоусиливающую аппаратуру. За исключением официальных мероприятий, - предложил наш читатель Андрей Захаров, один из жителей Малой Конюшенной улицы. Возможно, к его словам стоит прислушаться как депутатам ЗакСа, так и Смольному. Человек дело говорит.

#акустические измерения #шумы #город

Комментарии