Главная городская газета

Побороть латифундистов

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Найти дорогу в экопарк

Сдержанно оценил на днях проект нового экопарка в Приморском районе совет по ландшафтной архитектуре петербургского Союза архитекторов. Читать полностью

Шесть минут тревоги

Чтобы спокойно встретить праздник футбола Читать полностью

«Арктическая пятерка» ищет консенсус

В Петербурге обсудили борьбу с нерегулируемым промыслом в центральной Арктике. Читать полностью

Счетчик-недотрога

Уж сколько раз «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что ни одна ресурсоснабжающая или управляющая компания не проводит массовых (или коллективных) замен квартирных счетчиков. Читать полностью

Роман с Петербургом

Для финской писательницы с белой тростью наш город стал и вторым домом, и источником вдохновения Читать полностью

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители... Читать полностью
Побороть латифундистов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В последние годы Ленинградская область по многим показателям обгоняет Петербург, хотя до недавнего времени считалась сателлитом северной столицы. Одна из причин этого – установка четких правил игры для бизнеса, что особенно заметно на строительном рынке. В прошлом году глава региона был гостем нашей редакции, где анонсировал много интересных социально-экономических и культурных начинаний. С тех пор многое изменилось: в России наступили сложные экономические времена, возникла потребность развивать импортозамещение во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. О том, корректирует ли регион свои прошлогодние планы, нашей газете рассказал губернатор Ленинградской области Александр ДРОЗДЕНКО.

– Александр Юрьевич, весной многих беспокоит ситуация с электричками. Удалось ли найти формулу взаимодействия с «Северо-Западной пригородной пассажирской компанией» (СЗППК) и РЖД по вопросу финансирования пригородных перевозок?

– Ленинградская область – один из немногих субъектов РФ, который пошел на компромиссный вариант. Мы подтвердили возможность компенсировать потери СЗППК за перевозку пассажиров. Поэтому ни одну электричку мы не отменили. Более того, у нас есть договоренность с СЗППК, что с начала дачного сезона мы восстановим еще и те электрички, которые были отменены в сентябре прошлого года.

Скорее всего, нам удастся снизить тариф относительно существующего – мы прекрасно понимаем недовольство наших жителей высокой стоимостью проезда. Думаю, уже в марте мы дадим повод пассажирам электричек вздохнуть с облегчением.

Мы в областном правительстве признаем, что в регионе есть маршруты, которые требуют пересмотра. Пересмотра, а не отмены. Например, из Волхова в Сясьстрой ездит восемь пар поездов в день, и катают они всего несколько человек. В таком случае нужно уходить на четырех- и двухвагонные составы, тогда поездки будут более рентабельными.

В целом мы остаемся при своем мнении: мы не считаем тарифы СЗППК и РАО «РЖД» на пригородные железнодорожные перевозки прозрачными.


– В условиях неопределенности с железными дорогами еще большая нагрузка падает на автомагистрали. Несмотря на осложнение экономической ситуации, федеральный центр выделил средства на расширение трассы М-10 «Скандинавия». Какие еще автомагистрали на территории области будут отремонтированы или построены заново в ближайшее время?

– В этом году принято принципиальное решение по реконструкции всех главных выносных магистралей из Петербурга в Ленобласть. Это касается по крайней мере 30 – 40-километровой зоны, а где-то и больше. Это не только «Скандинавия», но также «Кола», «Нарва» и Киевское шоссе. Уже скоро дорожники перебазируются за Гатчину, где трасса будет расширена до шести полос движения. Реконструкция «Скандинавии» дойдет до деревни Огоньки. На «Коле» уже построены новые мостовые переходы и сейчас начинается ремонт самой трассы.

Для развития областных дорог в этом году мы формируем дорожный фонд в размере 8,5 млрд рублей. Часть этих средств пойдет на строительство виадуков через железную дорогу (в основном на Выборгском направлении). В этом году мы должны закончить возведение виадука в Гатчине.

Занимаемся и не только крупными дорожными объектами. Одно из моих первых решений на посту губернатора: начать выделять деньги из дорожного фонда муниципалам, что мы и делаем уже три года. В общей сложности в муниципальные дороги будет вложено в этом году 1,35 млрд рублей. Деньги получат все районы в зависимости от протяженности дорог и интенсивности движения. Если те официально зарегистрированы, конечно.

В этом же году мы впервые подали заявку от комитетов по дорожному хозяйству и по строительству в Федеральное дорожное агентство и Минсельхоз на софинансирование строительства дорог к малым населенным пунктам и животноводческим фермам, а также региональных дорог более чем на 48 млн рублей. Сейчас речь идет о трех объектах – в поселках Маслово (Камменогорское сельское поселение), Мехбаза (Тихвинский район), в деревне Силино (Приозерский район).


— Прошлый год стал рекордным в сфере жилищного строительства и в Петербурге, и в Ленинградской области. Девяткино, Мурино, Бугры, Кудрово обрели черты настоящих городов, а Всеволожск вскоре может обогнать по числу жителей Колпино. Есть ли подвижки в развитии их транспортной и социальной инфраструктуры?

– Есть, хотя и не такие большие, как хотелось бы. Что касается социальной инфраструктуры, то за все три без малого года моей работы на посту губернатора Ленинградской области правительством не было согласовано ни одного проекта комплексного освоения территории без соответствующей инфраструктуры, а существующие – скорректированы для соответствия нормам. Мы с застройщиками сохраняем схему: школы и детсады в обмен на налоги. На выкуп социальных объектов область готова направлять до 70% налогов. И сейчас во Всеволожском районе строится по программе выкупа за налоги пятнадцать детских садов и четыре школы. По инженерным сетям мы требуем от девелоперов до 100% финансирования. Мы считаем так: если инвестор решил строить и развивать, к примеру, город Кудрово, то, пожалуйста, постройте там внутреннюю дорожную сеть. Я подписал задание на проектирование платной дороги в обход Мурина в створе Пискаревского проспекта.

Это немало, но, надо честно признать, недостаточно для, как вы правильно сказали, территории, развивающейся с рекордной скоростью. Все потому, что за счет бюджета одной только области мы инфраструктуру развивать не сможем. Однозначно придется развивать проекты государственно-частного партнерства. По этой схеме мы готовы стоить путепроводы и развязки – в соотношении бюджетных вложений к частным 40 на 60. По нашим подсчетам, лет за десять свои деньги инвестор может вернуть. И это общепринятая международная практика.


– Продвинулся ли за год проект строительства нового автобусного терминала у станции метро «Девяткино»?

– У нас уже есть инвестор, с которым область готова работать. Правда, сомнительно, что предприниматели смогут сейчас вложить в проект десятки миллиардов рублей. Хотя сам проект интересен: современный хаб, который «накроет» железную и автомобильную дороги. В проекте предусмотрены бизнес-центры, торговые точки.

Но это требует выноса ЛЭП, что может обойтись в 2,5 млрд рублей. Пойдут ли на это инвесторы, которым придется привлекать в соинвесторы сетевиков? Пока этот вопрос открыт. Раньше деньги на такие проекты могли дать европейские фонды, но сейчас, по понятным причинам, это затруднено.


– В прошлом году вы рассказывали о проекте возведения большого стадиона в Кудрове. Сдвинулся ли вопрос за это время с мертвой точки?

– Здесь проблем нет: компанией Fort Group, одним из основных спонсоров футбольного клуба «Тосно», оформлен акт выбора земельного участка. Эта территория уже включена в генплан, осталось только получить согласие Рослесхоза.

На территории 120 га предполагается строительство стадиона на 10 – 15 тысяч мест, большого крытого хоккейного зала (для коммерческого использования), бассейна и других спортивных сооружений. Жилой застройки там пока не планируется. Эта территория тяготеет к Петербургу, имеет хорошую транспортную инфраструктуру, и когда-нибудь там появится метро. Но пока инвестор не обращался в областную администрацию с просьбой перевода части этой земли в жилую застройку.

Помимо объекта в Кудрове в бюджете Ленобласти в этом году предусмотрены средства на строительство нового стадиона и в Тосно (на базе старого). Он будет небольшой, примерно на 5 тысяч зрительских мест. Но это даст нам возможность лицензировать игры для первой лиги непосредственно в Тосно.


– Весна – время готовиться к посевной. Как в условиях удорожания финансовых ресурсов регион помогает крестьянам?

– Конечно, будет непросто. Но в этом году Ленобласть совместно с федеральным бюджетом, выделила областным аграриям более 8 млрд рублей. Средства пойдут на субсидирование процентной ставки под оборотные средства, лизинг, минеральные удобрения, топливо и пр. Такого прежде не было.

Мы видим, как растут цены на минеральные удобрения, но сегодня многие производители (тот же «Фосагро») для внутреннего и внешнего рынка устанавливают разные цены. Но все равно сегодня морковка по осени будет сладкая – в финансовом смысле этого слова. Сегодня те, кто у нас активно выращивает овощи, в большом выигрыше: вы же видите, что цены в магазинах выросли.


– При этом значительная часть земель сельхозугодий Ленинградской области не возделывается...

– В этом году посевные площади мы увеличим примерно на 10%. Наши областные латифундисты пошли в районы – покупать землю для выращивания овощей. Сегодня угодья востребованы. Даже фермеры стали обращаться в районные администрации с просьбой выделить дополнительные наделы.

Но вы правы: в области по-прежнему остаются невозделанными около 200 тыс. га. Как ни странно, сегодня в России нет бесхозной земли: она вся находится либо в паях, либо в аренде, либо в бессрочном пользовании. Даже если заросла бурьяном. Мне кажется, что это специально делается заинтересованными лицами.

Я три года пытаюсь найти поддержку в Минсельхозе и пробить закон в Госдуме об упрощенном изъятии неиспользованных сельхозземель. Но федералы все находят причины и отказывают. В итоге даже через суд невозможно изъять у нерадивого владельца заросший земельный участок. Тем временем в Думе рассматривается закон о передаче россиянам неиспользованных земель под обработку. Выходит, что законодатель пытается решить тот же вопрос, но с конца.


– Без малого три года назад началась муниципальная реформа в Ленинградской области. Каковы ее результаты на данный момент?

– Пока говорить о результатах рано, но Ленобласть активно выступала за эту реформу. В первую очередь выиграли жители райцентров: раньше были две администрации, которые могли даже в одном здании сидеть. Горожан гоняли по кабинетам, создавая неудобства. Сегодня это единая администрация, что более понятно.

Выиграли от реформы и те, кто живет в сельских поселениях, которые идут по пути укрупнения. У нас нередко бывало такое, что в поселении, где работников-то человек 700, семь человек сидели в администрации, бюджет населенного пункта – 7 млн рублей. Этого не хватало даже на выплату годовой зарплаты этим чиновникам. И что могла сделать такая местная власть?

Поясню: все это было сделано не для усиления вертикали власти, а исходя из здравого смысла. Вся соль реформы – оставить за властью любого уровня полномочия, с которыми она способна справиться. Глава поселения, как и прежде, избирается из числа местных депутатов. Но функций у него будет меньше.

Областная администрация забрала полномочия по утверждению градпланов, планов планировки и застройки и землепользования и разрешения на строительство. И это нормально. Вот представьте: предположим, глава Свердловского поселения дает разрешение на строительство города, население которого будет как минимум в 15 раз превышать все население его поселения. А потом вопросы воды, канализации, дорог, электроэнергии, детских садов и школ должен решать губернатор со своей командой. На все это уйдут десятки миллиардов рублей.

Я считаю, что чиновник должен принимать решения в рамках своего бюджета. Я уверен, что область совершенно правильно забрала на себя полномочия и в сфере здравоохранения: теперь хоть районные поликлиники в приличном состоянии. Правда, с 1 марта этого года глав поселений снова наделили полномочиями выделять землю. А практика прошлых лет показывает, что процесс этот шел очень негладко.


– Что теперь будете делать?

– Мы подготовили законопроект, по которому выделение земли предлагается разбить на три уровня. Наделы площадью до 3 гектаров выделяют поселки и районы, а свыше 3 гектаров – субъект РФ, Ленобласть. Мы подсчитали: 90% земель нарезается как раз до 3 гектаров.

Мы никого не ограничиваем, но хотим, чтобы выделением земли на все серьезные инвестпроекты занималась именно область. Мы первыми в России вводим муниципальный инвестиционный стандарт, чтобы предприниматель приходил в областное агентство экономического развития и получал все земельные документы в одном окне.

– В прошлом году в Тихвине с успехом прошел оперный фестиваль, который освещала и наша газета. Планируются ли в этом году столь же масштабные культурные мероприятия в Ленинградской области?

– Тихвинский фестиваль мы хотим сделать постоянным, он становится одной из визитных карточек города и всего региона. Удался у нас и второй эксперимент – фестиваль хорового пения в Старой Ладоге, его мы тоже хотим сделать традиционным. Было бы неплохо, чтобы каждый район или город Ленобласти имел свою культурную изюминку. Тогда турист, приезжая к нам в любое время года, сможет всегда найти что-то интересное.

Возвращаясь к Тихвину, скажу, что сейчас мы серьезно готовимся к 500-летию Тихвинского собора, в котором находится икона Тихвинской Божией Матери, – мы проводим там масштабные реставрационные работы и благоустройство.

А в августе этого года именно в Тихвине будет проходить День Ленинградской области. Приезжайте, я обещаю, что будет очень интересно!

Подготовила Галина НАЗАРОВА


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook