По-русски, «по-Маяковски»

Международный театральный фестиваль «Встречи в России» в «Балтийском доме» (в следующем году форуму - 20 лет) - это помимо спектаклей русскоязычных театров ближнего и неближнего зарубежья еще и образовательная программа. Неделю молодые актеры этих театров ходят по музеям/театрам, слушают лекции, учатся на мастер-классах. Особенно налегают на сцендвижение и сценречь.

По-русски, «по-Маяковски» | Редкий эпизод, когда «Мистерия-буфф» и вправду комична. В остальном это скорее трагедия. ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Редкий эпизод, когда «Мистерия-буфф» и вправду комична. В остальном это скорее трагедия. ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Речь - особая тема: как говорит художественный директор «Балтдома» Марина Беляева, в труппах русских театров бывших союзных республик до 70% - этнические грузины, казахи, узбеки и т. д. «Они целенаправленно выбирают русский театр».

В этом году и сценическую речь, и сценическое движение «подтягивали» с помощью Маяковского. Потому что 100 лет революции и потому что его «Мистерия-буфф» (в учебном порядке ставили ее) была написана к первой годовщине Октября. Владимир Владимирович «подсобил»: рифма у него такая, что и носитель языка язык сломает. Со сцендвижением задачу усложняли доцент нашей Театральной академии Александр Платунов и собственно постановщик Игорь Качаев (Российский государственный институт сценических искусств): мистерию внедрили в пространство фойе и гардероба театра, тем более что в «Мистерии-буфф» есть вот это: «Там, в гардеробах театров/ блестки оперных этуалей...». Так что ученики на скоростях лавировали между вешалками.

Постановщик добавил к мистерии биографическую справку - так, заметками на полях: поэт боялся подхватить заразу и остервенело намывал руки; азартно играл в карты и бильярд; сам находил нуждающихся стариков и помогал деньгами...

Грузинские актеры - как рыба в воде: Маяковский родился в Грузии в Багдати. Объяснял: «Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином...» - «А среди дураков?» - «А среди дураков я впервые».

По речи актеров не распознать, кто там русский, кто не русский: все акценты мастерски стерли на занятиях с Татьяной Павловец. Проскочил, было, грузинский акцент, но оказалось, его намеренно «реанимировали».

Как акцентов не распознать - так и лиц не разглядеть: на первых минутах спектакля все перебинтовали себе лица. «То ли мумии, то ли раненые», - постигает смыслы авторитетная публика (профессиональные деятели театра), примостившись на скамеечках.

Буфф - оно, конечно, «комическая опера», и реплики дико смешные: «Воображаемые рабочие массы, восстаньте сюрреалистически!», «Танцуйте с видом классового превосходства!», «Мужской состав! Взбираемся на плечи друг друга, изображая рост социалистического соревнования!» (встают в пирамиду). Но бравые стихи и пляски сопровождаются кинохроникой, а там - от милых младенцев до поставленных к стене людей - и следа комедии не остается. Перетянутая лента, белая с красными полосками, которой у нас тротуары перегораживают, когда скидывают снег с крыш, считывается по-новому: был третий день траура по погибшим в теракте в метро; такой лентой огородили сумку с бомбой на «Площади Восстания».

И в финале - фотографии: бритоголовый Маяковский, Есенин, Мейерхольд, далее по печальному списку.

...Эти, уже 19-е, «Встречи в России» открылись учредительным съездом Ассоциации русских театров зарубежья. Создать ее решили еще зимой на Международном культурном форуме (мы об этом писали). Ассоциация среди прочего будет развивать и эту образовательную программу.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии