Переучиваться всю жизнь

В этом году большинство выпускников школ Петербурга замахнулись на профильный ЕГЭ по математике. То есть большинство петербургских выпускников хотя бы теоретически претендуют на получение технического образования, о чем так долго мечтало государство, которому технари крайне нужны. В среднем по России большинство выпускников сдавали все же «базовую» математику.

О том, что означает эта петербургская «мода», наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА беседует с Владимиром ВАСИЛЬЕВЫМ – председателем Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президентом Российского союза ректоров, ученым, профессором, ректором Университета ИТМО – вуза не только «технарского», но и, как известно, рекордсмена по абсолютным победам в мировых чемпионатах по программированию.

Переучиваться всю жизнь |

– Владимир Николаевич, а вы как объясните этот «технический поворот» петербургских старшеклассников?

– Я думаю, здесь играют роль два фактора.

Во-первых, в Петербурге очень много (в процентном отношении) хороших физико-математических школ. Я даже не говорю о знаменитых лицеях – Президентском # 239 и Губернаторском # 30, это лидеры в масштабах России. Но можно назвать много сильных нетитулованных физматшкол или просто физматклассов.

Во-вторых, и абитуриенты, и их родители видят, что петербургские вузы естественно-научного и технического профиля становятся конкурентоспособны не просто в России, но и на международном рынке образовательных услуг.

– Из чего можно сделать такой вывод?

– Об интересе к нашим вузам можно судить хотя бы по статистике заходов на их сайты. Об интересе со стороны иностранных студентов – по заходам на английские версии вузовских сайтов.

Молодежь – «дети глобальной сети», они легко отслеживают и на аналитических сайтах, и в социальных сетях «репутацию» того или иного университета, котируется ли он у работодателей. В наши вузы приезжают преподавать иностранные профессора высокого уровня, вводятся англоязычные образовательные программы – и это особенно заметно в вузах технического профиля и естественно-научного.

Ну и молодежь не может не замечать, что в обществе, в СМИ давно обсуждается переизбыток специалистов гуманитарных, социально-экономических и управленческих направлений. Последний выпуск юридических факультетов российских вузов оказался на 40% больше, чем, условно говоря, рабочих мест для начинающих юристов. По экономическим специальностям выпуск оказался на 20 – 23% больше, чем «требовалось». С управленческими направлениями примерно та же картина.

– Вы и ваши коллеги в Российском союзе ректоров досадуете? Стране нужны одни профессии, а выпускники школ упорно выбирают другие...

– Досада есть. Потому что если посмотреть на статистику в целом по России, на ЕГЭ по обществознанию записываются те же 50 – 54%, что и все последние годы. Вот столько у нас абитуриентов, нацеленных на гуманитарные, социально-экономические и управленческие специальности и направления подготовки.

Но слово «досада» тут не очень точное. Скорее подойдет «сожаление», потому что сожалеем мы даже не со своей «вузовской» точки зрения, а входя в положение абитуриентов. Через четыре года бакалавриата или через шесть лет магистратуры они выйдут на рынок труда и вдруг обнаружат, что востребованность их не очень высокая.

Но я надеюсь на лучшее, потому что ситуация потихонечку меняется. И меняется не случайно. В разных городах страны открываются детские научные парки, детские технопарки, развивается так называемое мейкерство – когда человек с ранних лет приучается что-то конструировать своими руками, вплоть до роботов. Государство вкладывает в это ощутимые средства – и из федерального бюджета, и местный бюджет деньги направляет. В Петербурге, например, в Приморском районе откроют школу инженерной направленности.

Наконец, всем очевидно просто взрывное развитие технологий. Все меняется на наших глазах: каждые год-два мы получаем новые услуги — от вызова такси одним нажатием кнопки и робототехники до беспилотников и технологий, поддерживающих здоровье.

Так что я надеюсь на баланс между разными направлениями подготовки. Я этот баланс вижу так: 65% ребят пойдут в технику и медицину и только 35% – в гуманитарную сферу.

– На юристов-экономистов-управленцев идут не обязательно потому, что «с детства мечтали». Просто на технических направлениях учиться гораздо тяжелее.

– Да, это правда. Но правда и то, что, если собираешься быть конкурентоспособным на рынке труда, тебе в любой сфере придется прилагать серьезные усилия. Особенно в сфере, где рынок переполнен. Поэтому я и уверен, что ситуация будет меняться в более «здоровую» сторону.

Посмотрите, как замечательно работает образовательный центр «Сириус» в Сочи (создан по инициативе президента РФ В. В. Путина)! Там и талантливые юные спортсмены, и одаренные в искусствах, в научно-техническом творчестве.

Недавно президент Владимир Путин встречался с лучшими студенческими командами программистов – после этого стало известно, что в «Сириусе» будут заниматься и информатикой. А через «Сириус» проходят большие потоки – центр работает круглый год, смены по 20 – 23 дня, и каждая смена – это разработка какого-нибудь проекта. Ребята со всей России там собираются, учителя приезжают повышать квалификацию и ведь потом то, чему научились, передадут своим школам.

– Выпускникам-петербуржцам везет: одна из столиц образования, множество вузов. Но сюда стремятся больше иногородних абитуриентов, чем в Москву. То есть конкуренция будет высокая, не расслабишься.

– Да, последние годы почти 70% абитуриентов в Петербурге из других городов. В Университете ИТМО две трети поступающих ребят и девчат – иногородние. Они достойные соперники, и понятно, почему они становятся... не очень люблю слово «успешный»... более конкурентоспособными. Если юный человек оторвался от дома, поехал в чужой город – это уже говорит о его сильной внутренней мотивации. Он уже прошел первый своеобразный отбор. И он привыч-ный к довольно жесткой соревновательной жизни.

– Не так уж давно поступление в вузы было адской нервотрепкой: нужно было сдавать вступительные экзамены. Сейчас сдал документы с результатами ЕГЭ – и все. Это так расслабляет, что и не заметишь, как после первой сессии вылетишь.

– Первокурсникам в целом можно дать такой совет: более чутко и внимательно относитесь к себе. Это уже не школьная среда. И нужны не только усилия и старания, нужна ответственность за распределение своего времени. Никто не говорит, что все время нужно проводить в лекционных аудиториях и в лабораториях – все-таки не просто так в вузах уделяют очень большое внимание внеучебной деятельности. Но контроль за своим временем, постановка целей и их достижение – этого за вас никто не сделает.

Но я бы не ограничивался «советами первокурсникам». Тут все-таки двустороннее движение: должна быть очень серьезная работа и со стороны университета. Причем я говорю даже не о преподавателях.

35-летний доцент для 16 – 17-летних студентов – «глубоко пожилой человек», а очень важно создать среду, где студенты чувствуют себя «своими».

У нас, к примеру, первокурсников курируют ребята со второго, третьего, четвертого курсов. Их называют (прошу прощения, но ничего не поделаешь, у нас это слово прижилось) «адаптерами». Они «адаптируют» новичков. Объясняют правила, корпоративную культуру, рассказывают о преподавателях, подсказывают, на что обратить внимание. К информации из таких «источников» первокурсники прислушиваются внимательнее, потому что это люди из их среды с такой же ментальностью, они говорят на одном языке.

– Вот что еще изменилось: раньше человек получал профессию «на всю жизнь». С нынешним бешеным развитием всего и вся на протяжении всей жизни придется доучиваться, переучиваться.

– Это верно, но понимание этого еще далеко не ко всем пришло. Многих это «озарение» настигает только при окончании вуза.

А в студенческие годы не многие понимают, что учеба в вузе – это время закладки «фундамента», от его качества будет зависеть то, что ты на нем потом сможешь построить.

В вузе дают не только знания, но сами технологии получения знаний. Скорость изменений на рынке труда, в технологиях, просто в жизни сейчас такая высокая, что если вы не будете успевать, то не будете успевать во всех смыслах, не будете преуспевать.

Если фундамент хорош, если технологии получения знаний есть – потом достаточно короткого промежутка времени, чтобы повысить свою квалификацию или даже изменить профессию. В таких переменах ничего страшного нет.


Что надо знать о приеме-2016

* Заявление о зачислении можно подать в пять вузов, на три направления в каждом вузе.

* Раньше считалось, что вуз, в который абитуриент подал подлинники документов (а не копии), – приоритетный в его выборе. С 2016 года во все вузы можно сдавать копии документов: основанием для зачисления абитуриента в определенный вуз и на определенное направление подготовки является только письменное согласие на зачисление. Без него вуз не имеет права зачислить абитуриента, даже располагая оригиналами документов.

* Вуз может учитывать индивидуальные достижения абитуриента:

– золотой знак отличия ГТО (разумеется, считаются и призовые места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и т. д.);

– школьный аттестат с отличием, золотая или серебряная медаль;

– диплом о среднем профобразовании с отличием;

– волонтерство;

– участие в олимпиадах (тех, что не дают отдельных преимуществ при поступлении);

– оценка итогового сочинения.

В целом все индивидуальные достижения могут принести абитуриенту максимум 10 баллов. И не все достижения конкретный вуз принимает во внимание.

Календарь абитуриента

Не позднее 20 июня – начало приема документов по программам бакалавриата и специалитета. Абитуриент может до 1 августа определиться с окончательным выбором вуза и направления подготовки. Для определения не помешает ежедневно отслеживать информацию во всех вузах, куда абитуриент подал заявления, – как идет прием заявлений.

Не ранее 7 июля – завершение приема документов от лиц, поступающих по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и/или профессиональной направленности.

Не ранее 10 июля – завершение приема документов от лиц, поступающих по результатам иных вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.

26 июля – завершение вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, и завершение приема документов от лиц, поступающих без этих вступительных испытаний.

При приеме на заочное, а также на платное сроки устанавливаются самим вузом.

Не позднее 27 июля – размещение на сайте и на информационном стенде вуза списков приоритетных поступающих (например, тех, кто имеет право поступать без вступительных испытаний, и «целевиков»).

28 июля – завершение приема согласия на зачисление от лиц, поступающих без вступительных испытаний (если абитуриенты одновременно подали заявления в два или более вузов).

29 июля – издается приказ о зачислении лиц, подавших согласие, из тех, кто поступает без вступительных испытаний (приоритетных). Зачисление по результатам вступительных испытаний на места, оставшиеся после зачисления «приоритетников».

1 августа – завершается прием согласия от лиц, включенных в списки поступающих.

3 августа – издается приказ о зачислении лиц, подавших согласие. Завершается первый этап зачисления.

Если в вузе остались места, то начинается вторая волна приема.

6 августа – завершается прием согласия на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих.

8 августа – издается приказ о зачислении.

Зачисление завершается не позднее чем за 10 дней до начала учебного года.

Как развиваются
вузы и техникумы

ВОЗРОСЛА почти в два раза численность иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в вузах Петербурга: с 12 тыс. человек в 2005 году до 23,2 тыс. человек в 2015 году. Из них тех, кто учится на бюджетных местах (бесплатно), – 8,4 тыс. человек (36%), «платников» – 14,8 тыс. человек (64%).

СОКРАТИЛАСЬ численность работников вузов Петербурга: с 2013-го по 2015 год – на 7,4 тыс. человек (в том числе именно преподавателей стало меньше на 2,6 тыс. человек). Причины – уменьшение количества студентов (демография) и численности административно-хозяйственного, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала.

УМЕНЬШАЕТСЯ доля обучающихся по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление»: с 2006-го по 2015 год – с 33,0 до 22,4%.

РАСТЕТ доля инженерно-технических направлений и специальностей. С 2006-го по 2015 год доля общего числа обучающихся по инженерно-техническим специальностям выросла с 24,9 до 36,9%, здравоохранения – с 3,3 до 5,6%.

РАСТЕТ численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена: в 2015 году – более 68 тыс. человек, что на 5 тыс. человек больше, чем в 2014 году.

РАСТЕТ доля студентов учреждений среднего профессионального образования, выбравших технические специальности. С 2004/05 по 2015/16 учебный год эта доля выросла с 22,0 до 42,4%. Доля учащихся в сфере здравоохранения возросла с 10,2 до 16,9%, в сфере транспорта – с 5,5 до 11,2%, информатики и вычислительной техники – с 4,9 до 7,8%.

УМЕНЬШИЛАСЬ, причем сильно, в сфере среднего профобразования доля студентов, обучающихся на «Экономике и управлении»: за последние 10 лет – с 25,5 до 9,2%.

Как подзаработать
на хороших оценках

Главная работа для студента (в особенности на первых курсах) – это учеба. На ней тоже можно подзаработать, прибавляя к своей академической стипендии дополнительную – добытую усердным трудом.

7 тыс. рублей – стипендия президента РФ для студентов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

2 тыс. 200 рублей – стипендия президента РФ для студентов, имеющих выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях (призеры олимпиад).

840 руб., 1 тыс. 440 рублей – стипендия правительства РФ для студентов по программам среднего и высшего образования, проявивших выдающиеся способности в целом по курсу и в отдельных дисциплинах.

5 тыс. рублей – стипендия правительства РФ для студентов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

750 руб., 1 тыс. 500 рублей – именная стипендия правительства СПб студентам учреждений средних (со второго курса) и высших (с третьего) заведений за выдающиеся способности.

5 тыс. рублей – именные стипендии правительства СПб в области физики, математики, химии, русского языка, в сфере информационных технологий.

От 400 рублей до 2 тыс. рублей – стипендии имени известных деятелей: Д. С. Лихачева, Е. Т. Гайдара, А. И. Солженицына, Г. В. Старовойтовой, А. А. Собчака, Ю. Д. Маслюкова, В. А. Туманова, А. П. Петрова, А. А. Вознесенского.

Кроме того, правительство СПб проводит:

— конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Петербурге (номинации «Психология», «Социология», «Культурология», «Педагогика»). 36 премий правительства Санкт-Петербурга. Премии – по 10 тыс., 20 тыс. и 30 тыс. рублей единовременно. Претенденты – студенты-очники государственных и негосударственных вузов;

— конкурс бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов под девизом «Молодые. Дерзкие. Перспективные». Номинации: «Бизнес-идея», «Научно-техническая разработка», «Научно-исследовательский проект». В каждой из номинаций по три призовых места – 100 тыс. рублей, 60 тыс. рублей и 40 тыс. рублей единовременно;

— гранты для студентов и аспирантов по разным направлениям. Победителям конкурса выплачиваются премии в размере 20 тыс. рублей (студентам) и 50 тыс. рублей (аспирантам) единовременно;

— выполнение дипломных проектов по заданию исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. 80 премий в размере 8 тыс. рублей единовременно студентам вузов, выполнявшим дипломные проекты.


#ЕГЭ #профориентация #выпускники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112С (5729С) от 25.06.2016.


Комментарии