Перестройка не по-детски

На фоне разговоров о санкциях и кризисе неожиданный сигнал тревоги подали петербургские родители: по их словам, в специализированных сетевых магазинах, где они покупают товары по «детской» карте, начали пустеть полки. Отзывы встревоженных молодых пап и мам можно найти в социальных сетях: «крупные детские магазины опустели», «на полках стоят остатки со склада», «нет ни привычных подгузников, ни детского питания», «сотрудники магазинов на наши вопросы говорят одно: поставки, мол, уже возобновились, но когда ассортимент полностью восстановится – точно неизвестно». Молодые бабушки с тревогой вспоминают былые времена: «У меня маленькие внуки, и я очень боюсь вернуться в 1990-е!!! И не хочу, чтобы мои дети прошли через то, через что прошли мы».

Перестройка не по-детски | Источник: stolicadetstva.com

Источник: stolicadetstva.com

Закономерно появились слухи о якобы предстоящем банкротстве некоторых крупных торговых сетей. Сети в свою очередь выступили с успокоительными обращениями: отдельные проблемы действительно есть, но ситуация под контролем, банкротства не предвидится, полки пустеют только в отдельных магазинах и ненадолго, а «уже совсем скоро все то, к чему привыкли наши покупатели и их малыши, будет в наличии во всех магазинах» (фраза из официального сообщения на сайте сети «Здоровый малыш»).

Так что же на самом деле происходит?

Общая экономическая подоплека происходящего очевидна и широко известна: прошлогоднее резкое снижение курса рубля вкупе с ростом ключевой ставки ЦБ привели не только к тому, что иностранная продукция поднялась в цене (а большая часть тех же подгузников и детского питания – импортные). Банки стали куда сдержаннее выдавать предпринимателям кредиты, даже по новым, заметно выросшим ставкам (до 30% годовых!), отчего расплатиться с ранее взятыми кредитами стало сложнее. Некоторые производители и оптовые торговцы на волне кризиса и вовсе ушли с российского рынка. Итогом происходящего стало определенное недоверие иностранных поставщиков к российским дистрибьюторам и продавцам – с ужесточением закупочных условий, ростом предоплаты и требованием разного рода дополнительных гарантий.

Так некоторые налаженные годами каналы поступления товаров на полки оказались попросту перерезаны. Это ударило по всей рознице и стало причиной дефицита привычных товаров на полках. Но если продовольственные магазины, не прошло и года, вместе со своими поставщиками сумели быстро перестроиться, переключившись во многом на товары российских производителей (сегодня количество сортов отечественного сыра на прилавках достигло небывалых показателей!), то в случае с детскими магазинами ситуация оказалась сложнее. Заменить молочные смеси практически нечем. Обеспечить полное импортозамещение подгузников при всей кажущейся простоте этого товара тоже нелегко.

Да и не так уж он и прост на самом деле.

Ситуацию подстегнула выросшая в России и Петербурге рождаемость, благодаря которой спрос на самые ходовые детские товары высок, как никогда. Вот и получилось: стабильный спрос с одной стороны, перебои с поставками – с другой.

Проблема оказалась настолько остра и настолько всеобща, что стала одной из главных тем обсуждения на форуме Russia for Kids-2015, собравшем в Москве профессионалов рынка товаров для детей. «Кризис так или иначе затронул весь рынок детских товаров, повышение курса валют сильно повлияло на рост цен и, как следствие, на снижение спроса», – признала участник форума эксперт компании Button Blue Елена Письменская. В свою очередь глава сети магазинов «Олант» Ольга Тесля смотрит на бизнес-ситуацию более оптимистично: «Детский сегмент во все времена страдает меньше, так как обеспечить ребенка необходимыми товарами впрок почти невозможно».

Сдержанный оптимизм лежит сегодня и в основе действий детских торговых сетей. Как рассказал генеральный директор ЗАО «Спецобслуживание» (эта компания владеет сетями «Здоровый малыш», «Дети» и другими брендами ритейла) Роман Яворский, нижняя точка кризиса зимы 2014/15 годов пройдена, негативный тренд сменяется более позитивным, идет активный поиск выхода из ситуации. «Главное в этих условиях – сделать все, чтобы должным образом удовлетворить покупательский спрос. Для этого нам пришлось серьезно оптимизировать затраты, сменить менеджмент, пересмотреть договоры с поставщиками. Важно предложить покупателям альтернативу привычным товарам, которая была бы не хуже качеством, но при этом дешевле. Как-никак, а реальные доходы населения в условиях экономического кризиса все-таки снизились. А для нас кризис – это время обновления».

Ресурсы и возможности у сетей для этого есть. Сейчас в планах у того же «Спецобслуживания», например, запуск совместного проекта по производству в России детской мебели, контракт на поставку нового бренда детского питания из Краснодара, подгузников – из Белоруссии. Кроме того, в ближайшей перспективе – перенос собственного производства одежды из Китая в Россию.

Эксперт Елена Письменская говорит о том же: «Сейчас все возможности для развития тесно связаны с тем, чтобы снизить зависимость от курса валют. В первую очередь хочется увидеть настоящие российские товары, которые произведены в России, из российских комплектующих и на российских станках и т. д. Быстро это не делается, но работы в этом направлении ведутся, и будем надеяться, что в скором будущем появятся всеми любимые народные бренды».

Суммирует общие настроения Ольга Тесля: «Свято место пусто не бывает. В мире столько товаров и такая конкуренция за место под солнцем, что сейчас лучшее время для ритейлеров произвести качественную замену Как правило, с полок уходят товары, которые и до кризиса не имели достаточной финансовой прочности для работы с сетями».

В общем, локальный кризис в детской торговле, кажется, уже на стадии преодоления, а компании думают о будущем.

А что же со слухами о возможных банкротствах? Можно понять, откуда они растут: на рассмотрении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится несколько исков от поставщиков детских товаров к сети магазинов «Дети». Однако в компании подчеркивают, что поставщики таким образом подстраховываются (есть негативный опыт на рынке ритейла, когда закрывались сети магазинов бытовой техники, например). При этом общая сумма всех исковых требований к ЗАО «Дети» составляет меньше 1% от месячной выручки группы компаний. А значит, «ни о каком банкротстве и речи быть не может».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (5430) от 02.04.2015.


Комментарии