Пассажир оценит КИСУ

Разговоры о переходе на бескондукторное обслуживание пассажиров в наземном транспорте Петербурга ведутся уже на протяжении трех-четырех лет. На практике некая предварительная готовность к этому решительному шагу была продемонстрирована в начале мая в ходе показательного (в присутствии журналистов и ряда руководителей транспортной отрасли) тестирования программно-аппаратного комплекса бортового оборудования. Его называют прототипом одного из элементов комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ).

Пассажир оценит КИСУ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как считают в Смольном, создание этой системы будет стоить примерно столько же, сколько ежегодно тратится на организацию «ручного» процесса взимания платы за проезд. Сами же перевозчики о перспективе отказа от кондукторов высказываются осторожно. По их мнению, вопрос упирается не столько в технику, сколько в организацию действенного контроля за оплатой проезда - как бы не пришлось тысячи замененных автоматикой кондукторов переводить в контролеры...

В условленное время к остановке на Бассейной улице подкатывает автобус № 36 - приземистый и просторный, как все новые машины «Пассажиравтотранса». Внутри все почти как обычно. Улыбчивая кондукторша на своем месте, валидаторы - на своем. Правда, выглядят они необычно - не пластиковые, а металлические и покрашены не в оранжевый, а в зеленый цвет. Но главное отличие - в возможностях: они могут принимать не только обычные проездные и «Подорожники», но и банковские бесконтактные карты PayPass и PayWave, национальной платежной системы «Мир», оплатить поездку также можно с помощью мобильника, сняв деньги со счета телефона или с «привязанной» к нему банковской карты, используя QR-код (в дальнейшем можно будет завести личный кабинет и отслеживать свои транспортные расходы).

Центральное место у окошка напротив средней двери занимает здоровенный ящик-сэкоп - аппарат для продажи разовых билетов. Опустив деньги в купюро- или монетоприемник, получаешь сдачу и билет в форме бланка строгой отчетности, с датой и точным временем (а с 2018 года - еще и с фискальной регистрацией). Впрочем, сэкоп для города тоже уже не совсем новинка, что-то подобное в тестовом режиме действовало, например, в троллейбусах восьмого маршрута.

Главная необычность этого автобуса: даже при отсутствии кондуктора он не позволит вам стать «рассеянным с улицы Бассейной», то есть «забыть» заплатить за проезд. Стерео-видеодатчики над дверями считают входящих в салон пассажиров, информация об этом поступает в бортовой компьютер, который параллельно отслеживает и процесс оплаты (все терминалы в салоне и сэкоп связаны в единую сеть). Если проезд оплатили столько же человек, сколько и вошли, компьютер вежливо поблагодарит за своевременный расчет (звуковые файлы запустятся автоматически, не отвлекая водителя). Если же нет, компьютер начнет взывать к совести граждан. Например, так: «Уважаемые пассажиры, вошедшие на улице Гастелло! Оплатили проезд пять человек. Остальных просим поторопиться с оплатой». Поскольку у компьютера есть свой радиоканал, он действительно может в режиме онлайн сообщить в диспетчерский центр о «зайцах» на борту, и уже на следующей остановке в салон может войти контролер. Первым делом он приложит свою карту к ближайшему валидатору, заблокировав все платежные терминалы и сэкоп, так что у любителей покататься бесплатно не останется ни единого шанса избежать штрафа.

Пока автоматика нового поколения работает в тестовом режиме в трех автобусах 36-го маршрута параллельно с кондуктором, так что ощутить и оценить преимущества или недостатки этой системы в части оплаты сложно.

- Наши пассажиры с удивлением присматриваются прежде всего к сэкопам, - говорит кондуктор Лина Хомутовская. - Многие, и особенно пожилые, не понимают, как купить разовый билет в автомате, предпочитая рассчитываться через кондуктора. А вот молодые, наоборот, идут прямиком к аппарату.

Решение проблемы перехода на бескондукторную систему - одна из задач КИСУ ГППТ, но далеко не единственная.

Сейчас на автобусах размещается несколько комплексов бортового оборудования, не связанных между собой, каждый из которых выполняет свою задачу. Один через табло информирует пассажиров, другой отвечает за оплату проезда, третий помогает диспетчерскому управлению. Информирование ожидающих транспорт также ведется на остановках - и пока оно не отличается большой точностью.

Бортовой компьютер нового комплекса параллельно с контролем оплаты проезда осуществляет автоинформирование, навигацию и интеллектуальную диспетчеризацию. Сам рассчитывает время прибытия автобуса на остановку, сообщает водителю об отставании или опережении графика и даже подсказывает диспетчеру варианты возможной его корректировки для соблюдения интервалов движения. При помощи этого оборудования легко изменить маршрут и вызвать экстренные службы. Диспетчер может вывести на экран в салоне текстовое или голосовое сообщение - все изменения автоматически «уходят» и на информационные табло на остановках.

Новая система поставит под контроль беспристрастной автоматики ручной труд на транспорте. Диспетчеру будет известно состояние здоровья водителя (уже существуют специальные мониторы в виде перстня или браслета, надеваемого на руку), стиль его вождения, расход топлива, наполняемость автобуса и доля льготных категорий среди пассажиров. Тестируемый прототип системы управления транспортом - модульный, а значит, функционально его легко расширить. Например, установить интеллектуальную систему видеонаблюдения с идентификацией лиц, газоанализаторы для обнаружения наркотиков и взрывчатых веществ...

Все данные с каждой машины шифруются, упаковываются и в режиме онлайн передаются в процессинговый центр. Легко и быстро через защищенный радиоканал в автоматическом режиме можно менять программное обеспечение, тарифы, перенастраивать и размещать на всех бортах перевозчика любую новую информацию. Система обучена самодиагностике и способна сообщить о неисправностях на терминалах и валидаторах, а после работы подсчитать пассажиропотоки по каждому направлению, построить и проанализировать самые разные отчеты.

- Сейчас речь идет об эффективности использования транспортных средств и в конечном итоге - о переходе от субсидирования городом транспортной работы на субсидирование каждого пассажира, - отметил вице-губернатор Игорь Албин. - Надеюсь, в течение нынешнего лета мы эту систему протестируем, дополним полезными опциями и уже в конце августа презентуем ту модель, которая будет выноситься на конкурс. Скорее всего, это будет механизм государственно-частного партнерства.

По словам вице-губернатора, приблизительная цена проекта - 1,5 - 2 млрд рублей. Срок реализации - в пределах трех лет.

- Но надо учитывать, что наши расходы на взимание платы за проезд в общественном транспорте также составляют 1,5 - 2 млрд рублей в год, так что в этом проекте есть экономика, - добавил Албин. - Умный город начинается с «умного» транспорта, а «умный» транспорт - с полноценной системы управления.

По мнению представителя компании-разработчика программно-аппаратного комплекса Валентины Усачевой, новая система в состоянии окупить себя за полтора года. По словам Усачевой, в мире аналоги разрабатываемому «умному» транспорту существуют, в России - только частично.

Перевозчики избегают афишировать размер фонда заработной платы кондукторов и его долю в собственных затратах, но, по неофициальным сведениям, он составляет 20 - 25% от оборота (в «Пассажиравтотрансе» - 1,8 млрд рублей), плюс - труд кассиров, инкассация и т. д.

На вопрос корреспондента «СПб ведомостей», не останутся ли в перспективе без работы три тысячи кондукторов, работающих на предприятии, генеральный директор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин ответил:

- Я не могу сказать, что будет в перспективе. Это городская политика, и мы, перевозчики, лишь следуем ей. Но лично я на сегодняшний день альтернативы кондукторам не вижу. Как только мы убираем из салона кондуктора, выручка падает на 40% - при наличии валидаторов и аппаратов.

#умный транспорт #обслуживание

Комментарии