Оттепель с токсинами

На недавнем видео, снятом экологами и общественниками с помощью квадрокоптера, видно, как практически под завязку заполнен сточными водами «последний рубеж» полигона «Красный Бор» – обводной канал по внешнему контуру территории. На солнце сверкают «озера» карт-котлованов. Картина почти пасторальная, если не знать, что именно туда долгие годы сливали жидкие химические отходы... Уровень этой ядовитой «воды» за время оттепели, по словам экологов, поднялся в несколько раз – да так, что в некоторых местах зловонная жижа вылилась за пределы резервуаров.

Оттепель с токсинами | ФОТО Lightspir/shutterstock.com

ФОТО Lightspir/shutterstock.com

«А ведь еще не было грунтового таяния!» – говорят активисты. И добавляют, что это не первый случай подтопления, однако такого сильного еще не видели. При этом уклон идет в сторону ручья Большой Ижорец, из которого токсинам прямая дорога в Неву...

Глава полигона Виктор Колядов в конце января попросил администрацию Красноборского городского поселения объявить чрезвычайную ситуацию – у местной власти такие полномочия есть. Аналогичное письмо, по данным «Фонтанки», было отправлено и в петербургский комитет по природопользованию. Глава Красноборского городского поселения Сергей Мельников заявил этой интернет-газете, что, по его мнению, «решение о чрезвычайной ситуации должно принимать само предприятие и власти Петербурга». «СПб ведомостям» Мельников комментировать ситуацию отказался, сославшись на занятость. При этом в комитете по природопользованию нам сообщили, что такое письмо они вовсе не получали.

На днях Виктория Маркова, жительница поселка Красный Бор и председатель местной инициативной группы экологической безопасности, объявила голодовку с требованием ликвидировать чрезвычайную ситуацию, которая сложилась на полигоне. По ее словам, еще 26 декабря пошел перелив из 64-й карты. А что там теперь, после стольких снежных дней, трудно и представить.

– Да, руководство предприятия делает все возможное, чтобы эта ситуация не вышла за пределы территории. Но у полигона нет должных мощностей, даже очистные сооружения не справятся с обводнением в каналах. Ситуация слишком далеко зашла, – считает Маркова. – И городской комитет по природопользованию ничего не делает, чтобы обеспечить очистку этой «обводненки» и куда-то вывезти отходы из открытых котлованов. Причем в открытые карты попадает около 20 тысяч тонн дождевых осадков в год. Эти отходы ни в каких документах не указаны. Раньше их попросту сливали в лес. Мы несколько раз ловили за руку работников полигона – и ночью, и в выходные. Вызывали полицию, МЧС, составляли акты...

Сегодня ГУП «Полигон «Красный Бор» переживает нелегкие времена. По оценке Ростехнадзора, объект находится в аварийном состоянии. Его задолженность составляет порядка 90 миллионов рублей, а зарабатывать нечем: принимать новые отходы запрещено решением суда.

По мнению экологов и общественников, нужно немедленно принимать меры, начав с реорганизации предприятия. Напомним, 1 июля прошлого года руководство полигона уволило около 90% сотрудников.

– Со вчерашнего дня люди работают на полигоне без фонда заработной платы, – продолжает Маркова. – Необходимо сменить статус полигона: сделать ГУП (государственное унитарное предприятие) федеральным казенным предприятием либо бюджетным учреждением, чтобы люди могли получать хоть небольшую, но гарантированную зарплату. Требуется срочно погасить долги предприятия. Судебные приставы уже описали всю технику, скоро лопаты опишут, нечем будет хотя бы элементарно ликвидировать протечки...

Экологи много лет твердят о том, что нужно разобраться с содержимым карт-котлованов, чтобы понять, как грамотно ликвидировать объект. В комитете по природопользованию в свою очередь отвечают, что все под контролем, паводки случаются каждый год и говорить о критической ситуации преждевременно. Сейчас на полигоне укрепляют обваловку карт и наблюдают за уровнем содержимого в емкостях и дренажных каналах. Уже подготовлены документы, согласно которым на содержание гидротехнических сооружений «Красного Бора» будет выделена субсидия 51 миллион рублей.

– Работники предприятия должны принять меры, которые позволят снизить уровень воды по периметру полигона. Но ни о каком бездействии представителей предприятия либо комитета по природопользованию речи не идет. Мы следим за обстановкой днем и ночью, – прокомментировал ситуацию временно исполняющий обязанности заместителя председателя комитета по природопользованию Игорь Березин.

Напомним, полигон «Красный Бор» вот уже почти два года не принимает опасные отходы. Однако окончательного решения, что же делать с этой ядовитой клоакой, пока нет. А ведь накопленных отходов, по разным оценкам, от полутора до двух миллионов тонн. Разговоры о строительстве завода по их переработке ведутся еще с начала 1990-х годов. В мусорный долгострой даже вбухали полтора миллиарда рублей, но предприятие так и не появилось.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5635) от 03.02.2016.


Комментарии