Одурачена... по собственному желанию

Петербурженка Ольга Дмитриевна Миронова захотела установить межкомнатную дверь. Казалось бы, плевое дело – подобное желание тысячи людей осуществляют без проблем. Фирм, устанавливающих двери, в городе пруд пруди. Ольга Дмитриевна нашла, казалось бы, неплохую – ООО «Ника СПб». Занимается она продажей дверей по образцам. Ольга Дмитриевна показала на образец марки «Эстет» цвета карпатской ели. Чем все это обернется, она и предполагать не могла.

Одурачена... по собственному желанию | РИСУНОК Виталия Подвицкого

РИСУНОК Виталия Подвицкого

Претензии – к сторонним лицам

19 мая 2014 года к ней домой пришел замерщик по имени Алексей. За свою работу он взял 400 рублей, никакой квитанции не оставил. На следующий день Ольга Дмитриевна заключила с указанной фирмой договор и внесла аванс в размере 8 тысяч рублей. 19 июня дверь со всеми необходимыми комплектующими доставили, и заказчица отдала водителю 9245 рублей – на этот раз по товарному чеку.

Через два дня пришел установщик, начал работу, и... тут вдруг выяснилось, что замер был произведен неправильно. В итоге не хватило так называемого добора (элемента облицовки) и оказались неподходящими наличники, ибо они были изготовлены меньшего размера. Установщик сделал все, что было возможно, а потом развел руками (мол, что делать, не моя вина!), взял положенные ему 2550 рублей (снова без квитанций и чеков) и отбыл восвояси.

Даже в тот момент Ольга Дмитриевна еще не осознала масштабов грядущей беды. Она искренне полагала, что это просто рабочая ситуация. Написала заявление на имя генерального директора указанного ООО с просьбой устранить недостатки. Ответ не заставил себя долго ждать: «У поставленного нашей фирмой товара производственного брака нет, есть недостатки по установке и замеру, которые выполняло стороннее лицо. Заказ выполнен в соответствии с замером, размеры с Вами были согласованы, о чем говорит Ваша подпись на заказе, копия прилагается. Договор # 05.40 выполнен».

Ольга Дмитриевна решила, что ее просто не поняли, и написала бумагу, как ей показалось, более толковую: с подробным описанием ситуации, ссылкой на закон «О защите прав потребителей» и просьбой либо поставить нормальную дверь, либо вернуть заплаченные деньги в размере 20 295 рублей. Ответ повторили. На третье письмо он был более развернутый, но имел точно тот же смысл.

Теперь настало время посмотреть, что же позволило так лихо Ольгу Дмитриевну отфутболить. Что же такое она подписала?

Договор без номера, даты, цены заказа, срока его исполнения и, главное, только НА КУПЛЮ-ПРОДАЖУ (подписи продавца тоже нет). Смета к заказу (где говорится о замере и установке) – просто листок бумаги с каракулями без подписей и печатей. По сути – филькина грамота. Не зря замерщик и установщик взяли деньги «по-черному», а фирма на голубом глазу назвала их «сторонними лицами», за действия которых ответственности не несет. Отвечала же она только за поставку дверного полотна с набором комплектующих к нему.

Разумеется, с большой степенью вероятности можно предположить, что замерщик и установщик не с неба упали, а были присланы той же фирмой. К тому же Алексей (ни фамилии, ни

должности, только имя) упомянут в бланке заказа, а в телефонном разговоре с автором этих строк подтвердил, что работает в ООО по временному трудовому соглашению. Но все это, что называется, к делу не пришьешь. И потому борьба Ольги Дмитриевны за справедливость, казалось бы, обещавшая очевидный успех, на самом деле была проиграна уже изначально.

Эксперт против эксперта

В поисках поддержки Ольга Дмитриевна обратилась в Центр независимой потребительской экспертизы. С точки зрения автора этих строк, слово «независимый» здесь звучит странно. Если заказчик сам платит за экспертизу (а в данном случае это удовольствие стоило 7500 рублей), так в чью пользу она будет?

Нетрудно догадаться, что эксперт полностью встал на сторону «пострадавшей стороны». Констатировал, что «работы по установке дверного блока в дверной проем не закончены» (кто бы сомневался!), дверной блок не соответствует ГОСТ, а фирма «Ника СПб» предоставила Мироновой неполную и недостоверную информацию о его характеристиках.

Вооруженная этими знаниями Ольга Дмитриевна с новыми силами бросилась на штурм зловредного ООО. И снова получила отлуп. Ей вежливо предоставили паспорт на дверь типа «Эстет», сертификаты и экспертное заключение о соответствии ее всем нормам. Тут бы, казалось, обиженной гражданке поумерить свою прыть, успокоиться и договориться о доделке двери в частном порядке. Но она, что называется, закусила удила. И написала исковое заявление в суд.

Разумеется, ответчик все обвинения с легкостью отверг. Повторив все прежние аргументы, он заметил, что вышеуказанной экспертизе доверять нельзя, ибо она проведена «на коммерческой основе, в интересах истца». И потребовал новую экспертизу, действительно независимую.

Суд это требование удовлетворил. Новую экспертизу проводило уже государственное учреждение – Северо-Западный региональный центр судебных экспертиз. И здесь вывод был противоположный: дверь полностью соответствует ГОСТ (предыдущий эксперт просто не в тот ГОСТ посмотрел), а «Ника СПб» свои обязательства перед заказчиком полностью выполнила.

Как говорят знающие люди, иски, поданные на основании закона «О защите прав потребителей», в 90% случаев удовлетворяются. Но здесь, увы, был не такой случай. Суду ничего не оставалось делать, как Мироновой отказать. Более того – с нее взыскивалось в пользу «Ники СПб» 15 090 рублей, которые ООО заплатило за экспертизу.

Хищники на ниве права

Все это, разумеется, Ольга Дмитриевна восприняла как высшую несправедливость. Ведь о том, как у нас хорошо защищены права потребителей, она многократно слышала в теле- и радиопередачах и искренне в это верила. Поэтому выбрала в Интернете Центр юридических услуг, который таковой защитой и занимался, и обратилась туда.

Милая женщина по имени Виктория, выслушав ее и посмотрев все документы, заявила, что суд, конечно, не прав и надо писать апелляционную жалобу. Стоить это будет 16 тысяч, но деньги в случае выигрыша дела обязательно вернутся. Ольга Дмитриевна заплатила, жалоба была написана и отдана в суд. Через некоторое время там назначили дату заседания.

Ольга Дмитриевна, конечно, решила, что представлять в суде ее интересы должна Виктория. Позвонила в указанную фирму, ответил мужской голос, который сообщил, что фирма ликвидирована.

Она снова зашла в Интернет и нашла там Общественную организацию по защите прав потребителей. Некий Евгений Борисович, посмотрев принесенные ею бумаги, согласился за 2,5 тысячи представить ее интересы в суде. Как и можно было ожидать, дело он проиграл – Калининский районный суд признал решение первой инстанции абсолютно законным. Однако за работу Евгений Борисович потребовал еще денег. Ольга Дмитриевна напомнила, что уже заплатила...

И в третий раз зашла она в Интернет. И нашла там юридическую фирму с хорошим названием «Авангард». Там ее встретили как родную. Изучив все документы, заявили, что дело можно выиграть и нужно обращаться в следующую инстанцию и писать новую жалобу – уже кассационную. Стоить это будет – не пугайтесь – 45 тысяч рублей, но, разумеется, все деньги потом вернутся, да еще с добавкой в виде штрафа и компенсации морального ущерба (возвращение расходов на дверь – это само собой).

– Я засомневалась, – смущенно признается Ольга Дмитриевна, – и попросила время на раздумье. Но звонки из «Авангарда» не прекращались в течение нескольких дней. Меня буквально замучили уговорами. И я наконец сдалась. Правда, заплатила всего 40 тысяч – больше у меня не было. Но после этого в фирме ко мне сразу потеряли интерес. Я туда ездила буквально через день, но со мной под разными предлогами отказывались общаться. После месяца бесполезных хождений я обратилась в полицию. В «Авангард» пришел участковый, и после этого мне просто вернули обратно мои 40 тысяч...

В редакцию несчастная женщина пришла с просьбой порекомендовать ей честного юриста. Изучив вопрос, я вынужден был ее огорчить.

– Честный юрист не будет заниматься этим делом, – сказал без обиняков. – Оно заведомо проигрышное. А если вам гарантировали его выиграть, просто обманывали, чтобы подзаработать на вашей юридической неграмотности.

Признаюсь, сказать такие слова мне было непросто. Как объяснить взрослому состоявшемуся человеку (а Ольга Дмитриевна – женщина образованная, работает в библиотеке) элементарные вещи? Ваша подпись под документом – знак согласия с его содержанием. А если вы его плохо прочитали или чего-то не поняли, но постеснялись в этом признаться – все, пеняйте на себя.

...Похоже, Ольга Дмитриевна уже и сама поняла, что пора остановиться. За недоделанную дверь уплачено многократно. Дальнейшая борьба – только прокорм хищников от юриспруденции. Их, похоже, на душу населения становится все больше и больше.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5665) от 22.03.2016.


Комментарии