О воспитательном эффекте счастья

Есть ли в обществе стереотипы восприятия людей с инвалидностью? Безусловно.

О воспитательном эффекте счастья | Иллюстрация RioPaduca/shutterstock.com

Иллюстрация RioPaduca/shutterstock.com

Помню, как давным-давно в одном из моих первых интервью его героиня живописала мне людей, готовых открыть кошельки, стоит только ей - молодой, хорошо одетой и вполне самодостаточной женщине - появиться на коляске в вагоне метрополитена. Прошло полтора десятка лет, и другая моя незрячая героиня со смесью веселья и смущения рассказывала, как ей пытаются подать милостыню, стоит только с белой тростью притормозить у входа в метро или рядом с церковью.

С предрассудками, как известно, расставаться тяжело и долго. Но на любых обсуждениях, посвященных взаимоотношениям общества и инвалидов, речь, как правило, идет об одном: об обязанностях государства и дефиците толерантности. Поэтому так порадовало, когда на очередной встрече услышала не новый, но почему-то не часто звучащий призыв: отношение к инвалидам во многом зависит от них самих, от их, простите за тавтологию, отношения к самим себе.

- А это отношение родители формируют, - уверен двукратный чемпион Паралимпийских игр Владимир Киселев, сам, между прочим, отец троих детей. - Лично я хотел бы своих поблагодарить. За то, что учили идти вперед и никогда не сдаваться. Когда я остался без ног, люди с напряжением относились ко мне, видя мои искусственные конечности. Это было неприятно. Хотелось показать, что я такой же, что в протезах нет ничего особенного. Поэтому, уверен, родителям детей-инвалидов нельзя отгораживаться от общества. Надо смело выходить с ребенком и говорить ему: «У тебя самая крутая коляска!». Или: «У тебя такой крутой протез!». Кстати, протезы сейчас на самом деле для детей крутые делают...

- У меня есть друг-ампутант, у него биомеханическая нога, - тут же подхватил инвалид-колясочник Станислав Бараков. - Так он летом часто ходит в шортах. К нему на остановках дети пристают, им интересно посмотреть, что это за «дядя-киборг». Он этого не стесняется, наоборот, даже наклеил на протез всякие веселые картинки.

Михаилу Коротких, руководителю Курского музыкального колледжа-интерната слепых (единственного подобного учреждения на всю страну!), ближе другая ситуация. Часто бывает, что родители не хотят отпускать талантливого ребенка из дома, тем самым мешая ему получить образование, открывающее перед ним новые возможности.

- Мы музыкально одаренных по крупицам по всей стране ищем. И такая боязнь родителей нам очень мешает. Да и первокурсников научить взаимодействовать с окружающей средой очень нелегко.

Когда забота и защита перерастают в «обрезание крыльев»? Где грань? Эти вопросы беспокоят всех пап и мам без исключения, но для родителей особых детей они болезненны вдвойне. Как тут отпустить куда-то родное существо, с которым мама зачастую круглосуточно проводит время на протяжении многих и многих лет, не имея возможности выйти на работу, не устраивая себе ни дня передышки?

- Родители все время говорят «мы». «Мы поели, мы сходили». И эта тесная связь не позволяет ребенку стать самостоятельным, - отмечает художественный руководитель фестиваля «Шаг навстречу!» Валерия Соколова. - К тому же порой он становится жертвой родительских комплексов, постоянного обдумывания: «А почему мой ребенок именно такой?».

Психолог Наталья Мурашова подходит к проблеме еще более кардинально, утверждая, что счастливых детей могут вырастить только счастливые родители.

- Сегодня многие из них ради благополучия детей выбиваются из последних сил. Но при этом не дают им позитивного примера. Мы по-прежнему воспитываем по принципу «Делай, как я говорю». А надо бы по принципу «Делай, как я».

Продолжу эту мысль. Наверное, только те, кто не считает своего ребенка «ограниченным» и не лишают его права на самостоятельность, занимаются воспитанием не инвалида, а человека. Того, кто сможет развеять любые предрассудки.

#инвалид #понимание #позитивный пример

Комментарии