О Ленинграде расскажут в Гданьске

В нашем городе побывали сотрудники создаваемого в Гданьске музея Второй мировой войны. Его планируется открыть в конце года. Они приехали, чтобы ознакомиться с опытом петербургских музеев и поделиться тем, каким они хотят видеть свое детище. Стажировка была организована Государственным Эрмитажем по просьбе дирекции этого польского музея.

О Ленинграде расскажут в Гданьске | Достопримечательностью музея станет его надземная часть, символизирующая будущее без войн и насилия. Да, она немного наклонена, но и грядущие времена кажутся довольно хрупкими... ФОТО предоставлено музеем Второй мировой войны в Гданьске

Достопримечательностью музея станет его надземная часть, символизирующая будущее без войн и насилия. Да, она немного наклонена, но и грядущие времена кажутся довольно хрупкими... ФОТО предоставлено музеем Второй мировой войны в Гданьске

Польские специалисты побывали также в музее-памятнике «Исаакиевский собор», где их особенно впечатлили подвалы, в которых во время блокады хранились ценности из пригородных музеев. Посмотрели новую экспозицию «ХХ век» в Музее политической истории России, заглянули в Музей истории Кронштадта, где ознакомились с темой обороны Балтики в годы войны.

– Мы многое для себя открыли, – рассказал специалист научного отдела нового гданьского музея Дмитрий Пантьо. – В первую очередь увидели, каким образом показывают историю войны российские коллеги.

Дмитрий превосходно говорит по-русски, благо язык знает с детства: родился в Казахстане. Его бабушки и дедушки были депортированы туда еще в 1936 году из приграничных территорий Украины, там выросли и его родители. А Дмитрий вернулся на историческую родину...

Ознакомились польские музейщики и с технической стороной вопроса, посетив эрмитажные лаборатории климатического контроля, реставрации металла, биологического контроля, отдел научной документации, увидев работу «пультов» видеонаблюдения, пожарной сигнализации, вентиляции и кондиционирования. После чего заверили, что будут использовать российские наработки и в своих стенах.

Создание музея Второй мировой войны в Гданьске – масштабный национальный проект. Государство выделило на него 358 миллионов злотых – это около 120 миллионов долларов. Был проведен международный архитектурный конкурс. Общая музейная территория занимает два с половиной гектара. Экспозиция разместится на 7 тыс. квадратных метров и станет одной из самых крупных в исторических музеях мира.

Музей не случайно открывается в Гданьске – именно в нем, тогдашнем Данциге, прозвучали первые выстрелы Второй мировой. Да и место, где для музея построили специальное здание, – символическое: в двухстах метрах от здания Польского почтамта, защитники которого 1 сентября 1939 года в течение пятнадцати часов героически отбивались от штурмовиков СС, и в трех километрах от полуострова Вестерплатте, по которому в 1939 году был нанесен первый военный удар нацистов.

Сначала посетитель попадает в подземную часть – это аллегория ада, порожденного войной. А затем поднимается выше, уровень за уровнем, постигая ее трагедию. Завершается путь наверху 40-метровой башни, с которой открывается вид на Гданьск, восстановленный после Второй мировой.

Музей создается практически с нуля, за несколько лет для него удалось собрать около 30 тыс. экспонатов. Многие из них шокируют. Например, детская коляска из Освенцима или кресло для эвтаназии, использовавшееся нацистами для умерщвления душевнобольных... Как рассказали польские специалисты, они стараются найти золотую середину между экспонатами и мультимедиа. Недаром говорят: чем дальше на восток – тем в музеях больше экспонатов, чем дальше на запад – тем больше современных технологий.

Польские коллеги поставили перед собой непростую задачу – рассказывая о Второй мировой, делать упор не на битвах и сражениях, а показать, как ужасы войны переживает простой человек. Именно поэтому в музее – минимум оружия и техники, хотя без ее показа, конечно, тоже не обойтись. Два самых больших экспоната – это танки Т-34 из Музея Войска польского и американский «Шерман» из Королевского музея в Брюсселе.

Отдельные разделы посвящены судьбам военнопленных из Советского Союза и других стран, партизанскому движению в оккупированных странах Европы. Бомбардировкам городов тоже отведена особая экспозиция. Отдельный зал посвящен Ленинграду – это единственный город, удостоенный такой чести в гданьском музее.

– К сожалению, не только в Польше, но и во всей Европе практически не знают о блокаде Ленинграда. Хотя другого такого примера в истории Второй мировой войны не было. Мы хотим показать подвиг и трагедию жителей и то, какому бесчеловечному эксперименту подвергли фашисты мирный город. Принцип нашего музея – говорить о событиях через судьбы людей. Для рассказа о блокаде Ленинграда мы выбрали две знаковые персоны – Таню Савичеву и Ольгу Берггольц, – объясняет Дмитрий Пантьо.

В зале блокадного Ленинграда будет постоянно демонстрироваться кинохроника, звучать музыка Шостаковича. Есть и подлинные реликвии: санки, бидон, блокадный хлебный паек на весах...

Кроме Ленинграда особое внимание польские коллеги уделили соседнему Выборгу. Ведь в России нет другого города, где за шесть лет Второй мировой трижды полностью менялось население. В ходе визита в Россию польские коллеги специально выбрали день, чтобы посетить Выборг, побывать в замке, а также в Военном музее Карельского перешейка.

Главная тема нового гданьского музея – безусловно, история Польши в контексте всей Второй мировой, но в то же время экспозиция должна стать близкой и понятной для представителей разных стран. В концепции говорится, что музей должен представить решающий вклад СССР в победу над Третьим рейхом.

– У нас работают профессиональные историки, при создании концепции экспозиции мы консультировались с учеными со всего мира, в том числе из России. Мы не хотим кому-то понравиться или, наоборот, кого-то обидеть. Мы стремимся объективно показать Вторую мировую войну, не навязывая «единственной правильной» точки зрения. Большая проблема в том, что политики лезут в историю и историки в политику, – считает Дмитрий Пантьо.

Тем не менее очевидно, что польский взгляд вызовет возражение у многих в России. Ибо он основан на концепции «двух агрессий» против Польши в сентябре 1939-го – германской и советской. Не согласятся в России и с тезисом о том, что окончание Второй мировой не принесло свободы полякам, как и другим народам Восточной Европы. Так что создающийся музей – детище нашего времени и современных политических реалий.

– Некоторые фрагменты концепции будущего музея, с которыми мне удалось ознакомиться, действительно «заражены» политикой, – считает доктор исторических наук Юлия Кантор, которая побывала у гданьских коллег летом прошлого года. – Безусловно, у нас есть разночтения в оценках различных событий войны, однако лишь в диалоге можно если не сблизить точки зрения, то по крайней мере избежать навязанных политикой императивов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5635) от 03.02.2016.


Комментарии