О «арт», ты – «спорт»

Не все европейские команды приедут по интригующей причине: Россия фактически вынуждает и другие страны видеть в артистическом фехтовании не только «арт», но и спорт. Между тем в Петербурге только что было зарегистрировано региональное отделение Российской федерации арт-фехтования. С избранным его руководителем Сергеем МИШЕНЕВЫМ (у которого два «серебра» на чемпионатах мира) мы беседуем о перспективах.

О «арт», ты – «спорт» | Сергей Мишенев и Галина Чернова, номер «Галатея» (международное состязание в Германии). <br>ФОТО из архива С. Мишенева

Сергей Мишенев и Галина Чернова, номер «Галатея» (международное состязание в Германии).
ФОТО из архива С. Мишенева

– Сергей, с каких пор артистическое фехтование стало в России видом спорта?

– Примерно с 2008-го. Впервые на чемпионат мира по арт-фехтованию российские спортсмены (и я в том числе) поехали в 2006 году, тогда же в Москве его начали продвигать как вид спорта – у нас оно таковым не считалось.

– А в других странах считалось?

– Арт-фехтование не входило в Международную федерацию фехтования, первоначально его приютила Международная федерация оружия, но чемпионаты мира проводились. Россия в них участвовала уже дважды. И совсем недавно арт-фехтование получило в России статус не просто вида спорта, но вида, в котором присуждаются звания – вплоть до мастера спорта.

Это большое достижение коллег из Москвы – главы Федерации арт-фехтования Евгения Сизова, второго вице-президента Александра Егорова и, конечно же, Алека Давыдовича Мовшовича (сейчас – первый вице-президент федерации. – Ред.).

Любопытно, что с Алеком Давыдовичем все эти десять лет мы были по разные стороны баррикад. А сейчас, получается, он поддержал создание петербургского отделения.

– В чем противостояние заключалось?

– Цель-то у нас была одна – продвигать арт-фехтование, но шли мы разными путями. Мовшович – спортсмен высокого класса, и арт-фехтование он сразу прицельно развивал как вид спорта. В мире, какие бы первенства ни проводились, арт-фехтование было скорее любительским направлением. Тусовкой. А Россия в этой славной компании повела себя очень жестко. Безапелляционно.

На международном состязании в Португалии Мовшович, войдя в судейскую коллегию, фактически взял на себя руководство ею: требовал введения очень жестких правил. Строгого регламента. Ведь первоначально на чемпионатах спортсмен даже не знал своего проходного балла: выступил, судьи посмотрели и потом «под шашлык» объявляли результаты. Алек Давыдович был категорически против такого. Конечно, Европа воспринимала это с трудом. Я «воевал» на стороне Европы: я считал арт-фехтование скорее областью культуры, искусством.

Но... Мовшович и его команда победили Европу. То, что чемпионат мира пройдет в Москве, – потрясающее достижение. Европа с трудом принимает новую идеологию: некоторые европейские команды не приедут именно из-за такого внутреннего идейного конфликта. У меня-то конфликта не было: я видел, что в России арт-фехтование действительно превращается из «карнавала» в спорт.

– Но спорт – это вроде как объективность судейства, а тут...

– А фигурное катание? А спортивные танцы? В такого рода видах спорта, где судейство по определению субъективно, составляют обязательную программу. И в арт-фехтовании такая прописана. Это первое. Второе – должен быть подготовлен корпус судей. Этим мы, в частности, и займемся в региональном отделении.

По-моему, арт-фехтование – самое гармоничное сочетание спорта и театра: 50 на 50. Физическая подготовка – и актерское мастерство, работа постановщика боев, художника, композитора. Наиболее близко это к боевым сценам в кино, в театре. Если спортивное фехтование обращено внутрь, интровертно и турниры по олимпийскому фехтованию могут проходить без зрителей, то применительно к арт-фехтованию работает формула кого-то из великих: театр – это когда «А» на глазах «Б» играет «С». Арт-фехтование без зрителя немыслимо.

– Сергей, вам вот из СПбГУ звонили – вы там учитель фехтования?

– Да, сценического. Доцент на факультете искусств.

– Я просто ваши области деятельности подсчитываю, чтобы понять, сколько можно успевать. Еще постановки боевых сцен в спектаклях Мариинского...

– Там только что закончил оперу «Самсон и Далила».

– Учили певцов драться, не сбивая дыхания?

– Там у одного из солистов небольшой эпизод с ножом. Боевых сцен немного. Ну и эпизод крушения храма – так, пластические решения: кто-то катится по ступеням, кто-то карабкается вверх. Тут полегче, потому что задействованы актеры миманса – среди них есть и мои выпускники из СПбГУ.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5742) от 13.07.2016.


Комментарии