Только на сайте

Нобелевский лауреат: вкалывают роботы, счастлив человек

Третья промышленная революция уже сократила рабочие места. Чего ждать от четвертой? I Международный молодежный форум труда (его организовал СПбГУ) – как бы младший брат Петербургского Международного форума труда, но спикеры «взрослого» форума выступили сначала на молодежном. И изъяснялись на нем, конечно, более доходчиво. Нобелевский лауреат по экономике Кристофер ПИССАРИДЕС, который руководит кафедрой в Лондонской школе экономики и политических наук и лабораторией исследования экономического роста в СПбГУ, сначала слегка напугал молодежь, потом – вдохновил.

Нобелевский лауреат: вкалывают роботы, счастлив человек | Фото предоставлено СПбГУ

Фото предоставлено СПбГУ

Первая и вторая промышленные революции (переход с ручного труда на машинный, а потом распространение электричества и поточного производства) лишили работы многие сотни тысяч трудяг. В третьей революции о себе заявил компьютер, и это ударило по совсем другой прослойке работников.

– Раньше вам пришлось бы отдать написанный от руки текст машинистке. Сейчас каждый сам набирает текст на компьютере, – приводит самый простой пример Писсаридес.

То есть в третьей промышленной революции пострадали скорее сотрудники средней квалификации. Но компьютер не может прибраться в помещении, не может стоять на вахте – так что неквалифицированный труд пока остался «за человеком».

А тем временем в 2011 году в Германии впервые было сказано о «Революции 4.0».

– Некоторые американские эксперты полагают, что в ходе четвертой революции в ближайшие 20 лет из-за внедрения компьютеров сократится от 15 до 50% рабочих мест в США. И что компьютеры могут производить половину операций, которые сейчас делают люди, – говорит нобелевский лауреат.

Яркий пример, чтобы далеко не ходить – тот же набор текста. Сейчас журналист мучается, перенося запись интервью с диктофона в компьютер. Скоро компьютер будет сам распознавать речь на слух и преобразовывать ее в текст.

– На айфоне уже есть похожая штука: вам достаточно спросить гаджет, какая сегодня температура, он поймет вопрос на слух и ответит, – не без восхищения говорит нобелиат.

Часть экономистов считают, что четвертая индустриальная революция – это очередная фаза компьютеризации. Но Писсаридес видит в ней нечто иное. Нечто, более завязанное на искусственный разум:

– Уже не компьютер будет влиять на нашу жизнь, а робот. Он сможет налаживать общение с человеком и с другими роботами. Мне довелось «поговорить» с одним таким, это было в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Даже видеоролик об этом записан. И, знаете, робот-то оказался пофотогеничнее меня.

Кто потеряет работу из-за четвертой революции? По мнению Писсаридеса, работникам без квалификации, как ни странно, беспокоиться пока рано. Правда, их труд будет так низко оплачиваться, что и не позавидуешь. Средняя прослойка специалистов весьма пострадает в зарплате. А вот специалисты высокого уровня – выиграют. Потому что, как ожидается, роботы и компьютеры их не вытеснят – напротив, только повысят эффективность труда этих высококлассных специалистов. В конце концов, человек полагает, что изобретать новое – это его «поляна».

– Копирование технологий может вызволить страну из бедности – как, например, вызволило Китай. Но только новое выведет вас на новые рубежи экономического развития.

Однако и обладателям высокой квалификации вряд ли можно расслабляться: роботы думают все лучше и лучше. Чтобы мы не упивались человеческой смекалкой, ученый приводит в пример… таксистов. Эта работа требует очень высокой квалификации. Но в США уже используются беспилотные автомобили, разработанные Google.

– Когда видишь, как едет машина, а на месте водителя нет никого – это жутковато. Но у таких машин меньше вероятности попасть в аварию, – комментирует Писсаридес.

«Что же делать?» – прочитал в глазах публики немой вопрос нобелевский лауреат. Известно что:

– Получать очень хорошее образование, чтобы видеть в компьютере, в роботе не врага, а друга. Несмотря на повсеместную роботизацию, людям нужно сохранять и улучшать собственные навыки коммуникабельности: создавать платформы для обмена идеями, обширную сеть профессиональных контактов, чтобы в меняющемся мире быть в курсе всего нового.

Еще один совет – «быть хорошим предпринимателем»:

– Я посещал университеты – Беркли, Гарвард, Калифорнийский – и спрашивал студентов: что бы вы хотели сделать? И был удивлен: все собирались основать свою компанию, стартап. Стартапы вообще очень популярны у молодежи, которая хочет быть самозанятой, основывать маленькие компании с прицелом на то, что они вырастут и принесут огромную прибыль. Представьте себе, что вам, банкиру, предложили инвестировать в небольшой стартап. Поверьте, идея этого бизнеса звучала нереалистично. Но тот, кто в нее поверил и вложил деньги, – разбогател. Той маленькой компанией, ищущей инвестиций, был «Фейсбук».

Сейчас фонд Билла Клинтона обещает 1 млн долларов на стартап, но с условием: он должен улучшить жизнь бедного населения. Пока никто тот миллион не получил. Но шанс есть.

Если смотреть пессимистично, роботы отнимут у нас работу. Если оптимистично – роботы возьмут работу на себя и дадут нам время на досуг. Потому что повысят производительность труда.

– Многие считают, что больше всех в мире работают немцы. Они же такие трудяги! – рассуждает экономист.– Ровно наоборот! Немцы работают меньше всех, если считать по количеству рабочих часов. У них очень высокая производительность труда.

Также «не надрываются» нидерландцы, скандинавы, французы… А вот самыми «трудящимися» странами (теми, где работать приходится больше из-за низкой производительности) оказались Мексика, Чили, Греция… Россия – тоже в числе «сильно трудящихся». У нас, россиян, производительность труда одна из самых низких в Европе, потому руководство страны и призывает к 2018 году повысить производительность в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом.

Роботы будут дарить человечеству не только время, но и доходы:

– Обеспечить свое благосостояние можно будет, став владельцами роботов, – заглядывает в будущее Писсаридес. – Ведь увеличатся доходы, генерируемые роботами. Билл Гейтс, к примеру, считает, что роботов тоже надо облагать налогами, как облагают людей… хотя, возможно, это сумасшедшая идея.

Ученый успокаивает: есть сферы, где людям-работникам найдется место:

– Дело в том, что по мере технологического прогресса мы становимся богаче и живем дольше. И надо задаваться вопросом: какие услуги потребуются обеспеченным долгожителям? Это так называемая серебряная экономика, названная так из-за серебряных, т. е. седых волос.

Что точно понадобится — так это всевозможные тренинговые услуги. Чтобы осваивать постоянно появляющиеся новые технологии.


#форум #работа #студенты

Комментарии