New-старьевщики,

Сама собой накопилась огромная сумка ненужных шмоток: это жмет, то искрит, третье надоело, четвертое кто-то когда-то подарил по принципу «на тебе, Боже...» Куда все это девать? Ответ давно имеется: аккуратно оставить около помойки. Лучше – в полуметре от бачков, чтобы было заметнее.

New-старьевщики, | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Что будет дальше, жителям моего микрорайона давно известно. Каждый день дворы обходит не старый еще мужчина. С тележкой. Сначала его воспринимали, как бомжа. Но вскоре отношение переменилось. Видно было, как чинно, деловито, с каким достоинством он собирает оставленные пакеты. В баки тоже заглядывает, но уже как-то брезгливо. В общем, не бродяжка-побирушка, а человек при бизнесе – старьевщик.

Такой бизнес все набирает и набирает обороты: Avito, «Спасибо!», мебельный Sidmax. И дело не только и не столько в том, что эти проекты позволяют одним избавиться от ненужных вещей, вторым – за копейки одеться-обуться-обставиться. Дело в идее. В мире наблюдается переизбыток вещей. Человечеству не сносить всего, что уже изготовлено и куплено. То же относится и к мебели, и к технике. Так что передать вещь во вторые или даже третьи руки – правильно, рачительно и логично. Немаловажно, что при этом еще чувствуешь себя благодетелем: и по отношению к «наследникам» своих шмоток, и по отношению к самим шмоткам (не выбросил же!).

На этом чувстве основан, скажем, бизнес магазинов «Спасибо!». «Спасибовских» контейнеров для старых вещей становится все больше и больше.

Сейчас вот набрал обороты еще один проект, связанный со старыми вещами. Проект не только социальный (обещано, что часть вырученных денег пойдет на благотворительность), но и веселый. Авторы – молодые ребята – так и назвали его: «Свалка». И пошло-поехало по стране. Доехало и до Петербурга. Хочешь отдать в хорошие руки мешок добра? Только свистни (телефон легко найти): приедут, сами заберут, и ходить никуда не придется. Самое забавное начинается потом – в социальных сетях. Не только «старьевщики» предлагают товары со своей «Свалки», но и сами потенциальные покупатели интересуются, нет ли такой-то вещички. А в последнее время популярность набирают конкурсы «Угадай, что это такое». Участники должны по фото сообразить, каково назначение той или иной старой штуковины. Сообразил – получай штуковину в подарок.

«Свалка» не просто проект, а арт-проект. В Москве, к примеру, уже введены в обиход субботние посиделки в формате «блошиного рынка» – с открытой сценой для желающих спеть-сыграть. Так что ремесло старьевщика мало-помалу превращается в искусство старьевщика, оставаясь при этом бизнесом.

Недавно у бачков с мусором во дворе состоялся содержательный разговор с соседкой. Она вышла из дома с двумя пакетиками: один закинула в бак, второй аккуратно поставила рядом на асфальт. Пошутила:

– Вот мы и дожили до раздельного сбора мусора.

А потом поделилась своим опытом. Рассказала, что уже год покупает вторичные вещи: насос на дачу, игрушки для внучки, мебель... Даже кашпо для цветов.

– Честно-честно. Увидела – не устояла, – смеялась она. – Правда, оказалось, что женщина продавала то, что сделала своими руками. Вот и получилось, что купила я не какой-нибудь «секонд-хенд», а самое настоящее эксклюзивное произведение, хоть и старое. Сначала сын ругался, стыдил. Теперь относится с юмором и, по-моему, с пониманием.

Она и сама с юмором отзывается о своей слабости. Признает, что многое из того, что приобретается на «Свалке» и в других аналогичных местах, через неделю-другую вполне может попасть в тот самый пакет, который будет поставлен около бачка с мусором. Такой вот круговорот вещей в природе.

Эх, была не была! Если уж «вторичка» становится все популярнее не только в недвижимости, но и в «движимости», то почему бы и мне не попробовать. Весьма кстати в дом до чрезвычайности понадобился книжный стеллаж. Нужная мебелина в магазине стоила аж 8 тысяч рублей. А представляла собой сооружение из плохо ламинированной скверной ДСП. Поиски были недолгими. На сайте бесплатных объявлений продавалась аналогичная вещь. За 500 рублей.

Поехали. Оказалось, что в нагрузку к стеллажу нужно было забрать еще две тяжеленные коробки: как сказала девушка-продавец, «отдам только в хорошие руки». Забрали. Привезли. Распаковали. И обомлели! В коробках – собрания сочинений Льва Толстого, Золя, Грина, не считая других книжек «врассыпную».

– Стеллаж мы окупили точно, – решила семья, сидя на полу и листая старые книги. А еще было крайне приятно, что мы попали в категорию «хорошие руки».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (5716) от 06.06.2016.


Комментарии