Не выпрямить

В Европейском университете в Санкт-Петербурге выступал психолог, культуролог (известный еще и тем, что выиграл самый крупный грант Кембриджа) Александр Эткинд – некогда профессор ЕУ СПб, равно как и Кембриджского, сейчас профессор Европейского университета во Флоренции. Александр Маркович представлял свою новую книгу «Кривое горе. Память о непогребенных». Исследование того, как порой причудливо «работает» скорбь по жертвам политических репрессий.

Не выпрямить | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не ожидаешь, например, увидеть «память о непогребенных» на денежной купюре. Александр Маркович, собственно, и начал выступление с того, что попросил собравшихся порыться в своих карманах и, ежели в них обнаружится 500-рублевка, внимательно к ней присмотреться. Она может быть старого или нового образца, разницу с ходу и не заметишь. Там и там Соловки.

– На старых купюрах башни церквей и соборов монастыря – пирамидальной формы, не луковичные купола, – водит Александр Маркович пальцем по 500-рублевой.

То есть годами мы носили в кошельках, мусолили, пересчитывали купюры с изображением не Соловецкого монастыря, а Соловецкого лагеря – одного из «островов» архипелага ГУЛАГ. Деньги – просто самый близкий к нам, бытовой пример того, какие странные фокусы проделывает наша историческая и культурная память. В своей книге (написанной изначально на английском; впрочем, и о самом А. Эткинде электронные энциклопедии пишут: «британо-американский культуролог, ранее советский психолог») профессор исследует музеи, книги, фильмы – от «Гамлета» и «Короля Лира» (Козинцев репрессирован не был, но потерял многих друзей) до... «Берегись автомобиля» ученика Козинцева Эльдара Рязанова: Эткинд считает «показательным», что мы ничего не знаем об отце искателя справедливости Деточкина. И откуда вообще взялся Гога, он же Жора, он же Гоша в «Москва слезам не верит» – ни его прошлого, ни его фамилии мы так и не узнаем, меж тем у профессора Эткинда гипотеза: такой вполне мог прийти из лагерей. Надо полагать, актер Баталов, у которого все бабушки и дедушки прошли через репрессии, внес в характер героя определенную ноту.

«Прочтя эту книгу, вы узнаете много того, чего не знали, и иначе поймете то, что знали слишком хорошо», – говорилось в одной из рецензий.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (5652) от 01.03.2016.


Комментарии